ОТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ – К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда»
Конфуций
Практико-ориентированное обучение – это педагогическая деятельность, направленная на формирование у обучающихся качественных знаний, умений и навыков, которые могут быть ими реализованы для успешного решения практических задач в современных условиях в рамках соответствующего учебного предмета.
Основная функция педагога, стремящегося к качественному процессу обучения – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не научиться.
Интерес, мотивация к учению выступают следствием практико-ориентированного качественного обучения.
Практико-ориентированное обучение строится на следующих принципах:
• активные формы приобретения и усвоения знаний;
• мотивированное обеспечение учебного процесса;
• гарантия исследовательской свободы;
• самоанализ собственного опыта;
• расширение возможностей социализации обучения.
Современный подход к обучению и воспитанию в нашей школе – это применение эффективных педагогических технологий:
• проблемно-поисковой (реализация педагогом модели «обучение через открытие»); -
• имитационного моделирования (игровой – моделирование важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения);
• коммуникативной (дискуссионной – поиск за счёт обсуждения истинной точки зрения);
• деятельностной (способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом);
• рефлексивной (осознание учеником деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом);
• информационно-коммуникационной технологии (ИКТ повышает у школьников интерес к изучаемому предмету, обеспечивает объективность в оценке знаний учащихся, снижает трудоёмкость процесса составления контрольных работ);
• баскет-метод (на занятиях учитель в центре внимания: он – не мудрец, а помощник, проводник знаний; задача учителя не только доступно, научно и грамотно изложить материал, но и научить учеников правильно составлять и задавать вопросы, логически излагать свои мысли, пользоваться научной литературой);
• метод проектов (ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени)
Преимущества практико-ориентированного обучения: педагогика сотрудничества, формирование профессиональных навыков и трансляция практического опыта.
Педагогика сотрудничества:
- обеспечивает успешное усвоение учебного материала;
- легко вписывается в учебный процесс;
- обеспечивает самостоятельность обучающихся, коммуникабельность;
- обеспечивает уверенность обучающихся в собственных силах;
- повышается ответственность за результат коллективной работы:
- обеспечивает самореализацию:
- совершенствование навыков проектирования:
- актуализируются полученные опыт и знания.
На основании Положения об организации и проведении фестиваля педагогических идей в 2023/2024 учебном году, утверждённого Постановлением совета отдела по образованию Березовского райисполкома и президиума райкома профсоюза работников образования и науки, педагогический коллектив школы в феврале 2024 года начал подготовку к фестивалю по теме: «Через практикоориентированное обучение к качеству образования». В соответствии с тематикой и направлением работы по самообразованию, были определены участники фестиваля, которые готовили содержательное наполнение описания своего педагогического опыта. В результате были оформлены следующие тематические папки:
- «Через практико-ориентированное обучение к качеству образования учащихся на І ступени обучения» (Курневич Лариса Яковлевна, учитель начальных классов 1 категории)
- «Формирование математической грамотности младших школьников средством решения текстовых задач и заданий практико-ориентированного характера» (Андрушкевич Лидия Михайловна, учитель начальных классов 1 категории)
- «Роля гульні на ўроках беларускай мовы для развіцця пазнавальнай цікавасці ў вучняў пачатковых класаў» (Мизевич Ольга Васильевна, учитель начальных классов высшей категории)
- «Прымяненне эфектыўных метадаў і прыёмаў выкладання беларускай мовы і літаратуры ў кантэксце практыка-арыентаванага навучання» (Мазюк Светлана Леонтьевна, учитель белорусского языка и литературы высшей категории)
- «Работа с текстом как один из видов практико-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы» (Быцко Инна Леонтьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории)
- «Когда строку диктует чувство» (Костючёнок Татьяна Николаевна, учитель русского и белорусского языка и литературы 1 категории)
- «Использование практико-ориентированного подхода в обучении математике» (Колесникович Николай Степанович, учитель математики высшей категории)
- «Формирование функциональной грамотности при решении практико-ориентированных задач на уроках математики» (Пукало Дмитрий Игоревич, учитель математики 1 категории)
- «Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении физике» (Андронович Виктор Владимирович, учитель физики 1 категории)
- «Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществоведения» (Феденчук Галина Николаевна, учитель истории и обществоведения высшей категории)
- «Подружись с финансами. Уроки финансовой грамотности» (Бердник Ирина Николаевна, учитель, преподающий факультативный курс «Основы финансовой грамотности», 1 категории)
- «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе практико-ориентированного подхода при изучении иностранного языка» (Яцкова Юлия Викторовна, учитель немецкого языка 1 категории)
- «Игра – ориентир в выборе профессии» (Нелипович Инна Леонидовна, учитель трудового обучения (обслуживающего труда) 1 категории)
- «Учебные практико-ориентированные задания по химии и биологии» (Соболь Дарья Николаевна, учитель химии и биологии, без категории)
На совещании при директоре в марте 2024 года руководство школы отметило целенаправленную и эффективную работу по самообразованию следующих педагогов:
Курневич Лариса Яковлевна, учитель начальных классов;
Андрушкевич Лидия Михайловна, учитель начальных классов;
Мизевич Ольга Васильевна, учитель начальных классов;
Мазюк Светлана Леонтьевна, учитель белорусского языка и литературы;
Быцко Инна Леонтьевна, учитель русского языка и литературы;
Костючёнок Татьяна Николаевна, учитель русского и белорусского языка и литературы;
Колесникович Николай Степанович, учитель математики;
Пукало Дмитрий Игоревич, учитель математики;
Андронович Виктор Владимирович, учитель физики;
Феденчук Галина Николаевна, учитель истории и обществоведения;
Бердник Ирина Николаевна, учитель, преподающий факультативный курс «Основы финансовой грамотности»;
Яцкова Юлия Викторовна, учитель немецкого языка;
Нелипович Инна Леонидовна, учитель трудового обучения (обслуживающего труда);
Соболь Дарья Николаевна, учитель химии и биологии.
29 марта 2024 года на базе СШ N°3 г.Березы прошёл V районный фестиваль педагогических идей по теме «Через практикоориентированное обучение к качеству образования». Педагоги нашей школы на стендовой презентации представили свой опыт другим участникам фестиваля. На представлении стендовых презентаций можно было познакомится с опытом работы учреждения образования нашего и соседних районов. Большой отклик у наших педагогов получили разнообразные мастер-классы, в которых участвовали педагоги Кабаковской СШ. В этом году были представлены 29 мастер-классов, объединенные общей темой фестиваля “Через практико-ориентированное обучение к качеству образования”. Тема выбрана неслучайно, ведь знаковым образовательным событием этого учебного года стало проведение в ноябре 2023 года национального исследования качества образования, а 2024 год объявлен Годом качества. На протяжении всего фестиваля нас сопровождала приятная классическая музыка, музыкальные номера на открытии и закрытии фестиваля.29 марта 2024 года в средней школе №3 города Березы прошел V районный фестиваль педагогических идей на тему «Через практико-ориентированное обучение к качеству образования». Педагоги нашей школы представили свой опыт на стендовой презентации, которая была организована для других участников фестиваля. На этом мероприятии можно было познакомиться с опытом работы образовательных учреждений нашего и соседних районов.
Большой интерес у наших педагогов вызвали разнообразные мастер-классы, в которых приняли участие педагоги из Кабаковской средней школы. В этом году было представлено 29 мастер-классов, объединенных общей темой фестиваля «Через практико-ориентированное обучение к качеству образования». Эта тема была выбрана не случайно, ведь знаковым образовательным событием этого учебного года стало проведение в ноябре 2023 года национального исследования качества образования, а 2024 год был объявлен Годом качества.
На протяжении всего фестиваля нас сопровождала приятная классическая музыка, а также музыкальные номера на открытии и закрытии мероприятия.