Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как помочь ребенку учиться с удовольствием?

Все без исключения дети приходят в школу с желанием учиться, с чувством ответственности за свое новое звание школьника. У одних из них эти чувства со временем крепнут, появляется познавательный интерес,  у других отношение к учению становится безразличным, у третьих - отрицательным. Многие учащиеся уже в младших классах с интересом и ответственностью работают на уроке, но безразличны и безответственны при выполнении домашнего задания. Для каждого возраста характерна своя система мотивов учения.

Наблюдения показывают, что не только в младших классах, но и в старшей школе интерес к учению часто определяется успехом. Успех деятельности на уроке во многом обусловлен тем, насколько глубоко знает учитель каждого ученика и особенности класса в целом. Умеет ли он создать на уроке благоприятный психологический настрой у всех и каждого учащегося в отдельности. Важное значение имеет все: не было ли контрольной на прошлом уроке, возбудившей и утомившей учеников, каким по счету идет урок, что происходило на предыдущем уроке, что будет на последующем уроке и после школы. Жить жизнью учеников, понимать и знать их повседневные заботы и проблемы-необходимое умение для учителя, основа благоприятного психологического климата, при котором учащиеся становятся внимательнее и понятливее, успешнее овладевают знаниями. Каждый ученик получая «3» соответственно своим способностям, должен чувствовать, что он является полноправным членом коллектива, с желанием посещал уроки, стремился делать каждое задание, в том числе и домашнее, чтобы работа приносила ему удовлетворение.

Практика показывает, что на отношение к домашним занятиям у большинства учеников чаще всего и сильнее влияет именно успешность или неуспешность самостоятельной учебной деятельности. Систематическое невыполнение части или всего задания вызывает отрицательные переживания. Когда эти отрицательные переживания преобладают, развивается отрицательное отношение к выполнению домашних заданий вообще, ведущим мотивом становится мотив вынужденности, главным стимулом-нажим старших.

Это происходит потому что отрицательные переживания ученика возникают не только и не столько потому, что задача не решена, сколько потому, что в классе возникает отрицательная реакция учителя, отрицательная оценка (чаще всего в виде «2»).

Воспитательный, мотивационный аспект организации домашней учебной работы в начальных классах особенно важен и сложен.

1. При подготовке к контрольной работе учителя учат школьников вовремя выявлять свои пробелы в знаниях. Например, дома проанализировать свои знания по изученной теме. После чего в классе учителем ведется работа по тому, что все трудности, заявленные учениками, разбирают на уроке. После чего учащиеся снова анализируют дома свою работу, что не усвоено.

2. Приучать учащихся выполнять домашнее задание с повторения теоретических вопросов.

3. Так разбираю домашнее задание. Хороший  эффект дает следующий методический прием: учащиеся начинают решать задачу самостоятельно, а только потом, через 3-5 минут кого-то вызывают к доске. Какое значение имеют эти короткие минуты для домашней работы? При умелом педагогическом руководстве это замечательная школа самостоятельности и организованности для учащихся. Если изучается новая тема и  ученики не увязали новые знания со старыми, не ориентируются достаточно хорошо в новых понятиях или формулах, учитель предлагая самостоятельно приступить к решению, сам начинает мыслить вслух, рассуждать, оценивать возможные пути решения. Учитель обычно, в эти минуты проходит по рядам, задерживается на мгновение то около одного, то около другого ученика, одобряет правильное начало решения, предостерегает от неверного. Не обязательно, что учащиеся в это время делают работу в тетрадях, они могут выполнять работу в черновиках. Если такой прием применять систематически, таких минут самостоятельной мысли может набежать 10-15 минут. Они могут быть посвящены работе с текстом учебника, со справочным материалом.

4. Каждый учитель знает, что составление учеником одной своей задачи гораздо лучше развивает его, лучше закрепляет знания, умения, чем решение нескольких «готовых» задач. Но на уроках этот прием не дает достаточного эффекта. Не все учащиеся одинаково быстро ориентируются в своих знаниях, «собираются с мыслями», вспоминают факты и ситуации, необходимые для составления задач. Поэтому лучше давать такие работы на дом. Для некоторых (слабых учеников) задача сначала ставиться следующим образом: составить и решить задачу, подобную №…Позднее, может указываться только тема и раздел. Обучить выполнению таких заданий нелегко. Они дают полный педагогический эффект по мере развития умений, навыков этой работы, интереса к ней. Такие задания выполняют важную дидактическую функцию выравнивания уровней знаний, умений, навыков. Вместе с тем, они возбуждают интерес, положительные мотивы учения, способствуют развитию личности школьника.

5. Существует такое понятие как домашняя контрольная работа, которая хорошо организует учеников, готовит их психологически к предстоящей работе на уроке. Особенное значение такая контрольная работа имеет для учащихся, которые теряются на контрольных и самостоятельных работах. Но выполняемая дома контрольная работа не должна копировать предстоящую контрольную работу.

6. Выполнение  домашнего задания должны быть отчетливо  осознаны учеником. Нельзя ссылаться только на то, что домашние задания нужны и выполнять любое домашнее задание необходимо. При задавании уроков на дом должны слиться воедино мотивационная и операциональная стороны, т.е. возбуждение интереса к заданию и разъяснение способов его выполнения.  Например. На уроке геометрии в шестом классе, задав на дом выучить теорему о первом признаке конгруэнтности треугольников, учитель советует: усвоение будет прочное, если, прочитав текст теоремы в учебнике, учащиеся будут доказывать ее не по чертежу в учебник е, а по своему рисунку, на котором треугольники обозначены иными, чем в книге, буквами.

7. Домашнее задание нельзя задавать наспех, для этого нужно отводить специальное время на уроке. Методика задавания домашнего задания должна продумываться, как и методы пояснения нового материала. Указания в домашней работе иногда полезно делать в процессе урока. Проверка домашнего задания является обязательной частью урока. Фронтальная проверка в форме последовательного зачитывания решения задач или ответов примеров не является действенной. Можно вместо этого предложить каждому ученику индивидуальное задание на карточке на то же самое время. Если учитель воспользуется приемом взаимопроверки домашних письменных работ, все ученики получат возможность совершенствовать свое внимание и умение контроля. Очевидно и воспитательное значение взаимопроверки: она повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки. При проверке домашней работы, учитель ориентирует ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычны «не понял», «не сумел».

Главной задачей учителя является формирование в классе отношений доверия, взаимопомощи, взаимной требовательности. Важный пример таких отношений - личный пример учителя и системы предъявляемых им требований.

 

 

Разделы сайта