Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Немецкий язык

ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке к обязательному выпускному экзамену по учебному предмету «Иностранный язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

Выпускной экзамен по иностранному языку призван оценить уровень практического владения выпускниками изучаемым иностранным языком в пределах требований, определенных образовательным стандартом «Общее среднее образование. Иностранный язык. Ill—XI классы» и учебной программой для учреждений общего среднего образования для III—XI классов с русским (белорусским) языком обучения «Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)».

Объектом итоговой аттестации учащихся является коммуникативная компетенция — владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, компенсаторных и учебно-познавательных умений, позволяющих осуществлять межкультурную коммуникацию. На экзамене определяется уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся и на этой основе оценивается качество подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по иностранному языку.

 

I. Нормативные правовые документы, определяющие содержание выпускного экзамена

1. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. Ill—XI классы (далее — стандарт).

2. Концепция учебного предмета «Иностранный язык».

3. Учебная программа для учреждений общего среднего образования для  III—XI классов с русским (белорусским) языком обучения «Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» (далее — учебная программа).

4. Правила проведения аттестацией учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (далее — правила).

 

II. Содержание экзамена

Содержание экзамена определяется в соответствии с целями и задачами обучения, требованиями к уровню подготовки учащихся по иностранным языкам на III ступени общего среднего образования (см. стандарт). На экзамене выпускники должны продемонстрировать:

•  знание лексических единиц, устойчивых словосочетаний, грамматических явлений про-дуктивного и рецептивного минимумов, особенностей произношения и ритмико-интонационного оформления основных коммуникативных типов предложения, предусмотренных учебной программой, и умение пользоваться ими;

•  умение воспринимать и понимать устную речь на слух при непосредственном общении и в звукозаписи;

• владение устной речью: умение вести беседу, дать совет, выразить пожелание; комментировать увиденное, услышанное, прочитанное, используя отдельные реплики и развѐрнутые высказывания; логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суждения относительно услышанного, прочитанного.

Экзамен по иностранному языку проводится в устной форме и включает три этапа.

Первый этап—  собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прочитанный текст.

На этом этапе экзамена проверяются умения читать, понимать, комментировать прочитанное и высказывать суждения по поводу полученной информации; понимать речь на слух. Содержание заданий:

1)  Краткое определение основного содержания текста.

Например: О чѐм говорится в тексте? Какова основная идея текста?

2)  Извлечение из текста запрашиваемой информации.

Например: Найди в тексте ответ на вопрос «...» и прочти его.

3)  Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей. Например: Что? Где? Когда? Как? Куда?

4)  Извлечение из текста фактов, описание которых требует от экзаменуемого развѐрнутого аргументированного высказывания. Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь?

Второй этап—  собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прослушанный текст.

На этом этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в звукозаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и комментировать еѐ.

Содержание собеседования должно позволять судить о степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей.

Например: Кто? Что? Где? Когда? Как? Куда? Почему? В связи с чем?

Третий этап—  беседа, стимулом к которой является ситуация общения, предлагаемая экзаменатором.

Задача данного этапа экзамена состоит в проверке умений монологической и диалогической речи.

Содержание предлагаемых для выполнения заданий должно  стимулировать экзаменуемого к спонтанной речи. Эти задания включают вопросы-стимулы, ответы на которые требуют использования отдельных реплик и развѐрнутых высказываний относительно услышанного.

Рекомендуемое содержание заданий:

1.  Задание, выполняя которое экзаменуемый имеет возможность опереться на изученный в

процессе обучения материал.

Например:  Давай поговорим о здоровом образе жизни. Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

2.  Задание уточняющего характера, содержание которого касается личного опыта экзаменуемого и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать.

Например: Согласен ли ты с мнением о том что курение действительно опасно для здоровы человека? Почему?

3.  Задание, побуждающее экзаменуемого инициировать беседу, проявить заинтересованность чѐм-то, задать встречные вопросы.

Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о здоровом образ жизни. Что бы ты прежде всего у него спросил?

4.  Задание, побуждающее экзаменуемого да' совет, аргументированную рекомендацию.

Например: В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно сделать, чтоі они поняли, что это вредно.

5.  Задание, требующее от экзаменуемо выражения своей точки зрения, рассуждения фактах, событиях, приведения примеров и  аргументов.

Например: Тебе приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молод людей? Если да, расскажи, как ты это дел Если нет, как ты это сделаешь?

 

III. Образец экзаменационного билета

Билет №. . .

1.  Собеседование с экзаменатором. (Далее указывается номер карточки с заданиями для подготовки к собеседованию и название текста для чтения.)

2.  Собеседование с экзаменатором. (Далее указывается номер карточки с заданиями для подготовки к собеседованию и название текста для прослушивания.)

3.  Беседа с экзаменатором. (Обозначается общая тема беседы.)

 

IV. Требования к организации и проведению экзамена

Экзамен проводит экзаменационная комиссия, которая формируется в соответствии с правилами. Функциональные обязанности каждого экзаменатора определяет председатель таким образом, чтобы два экзаменатора участвовали в беседе с экзаменуемым, один экзаменатор  —  фиксировал ошибки. Экзаменатор, фиксирующий ошибки, не должен находиться в поле зрения экзаменуемого.

Рекомендуется наличие в аудитории преподавателя (специалиста), организующего прослушивание аудиотекстов.

Для проведения экзамена  разрабатываются экзаменационные материалы для каждой группы экзаменуемых. Порядок разработки билетов ежегодно регламентируется Министерством образования Республики Беларусь.

Требования к организации отдельных этапов экзамена.

Собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прочитанный текст.

1.  Предлагаемый текст для чтения должен быть аутентичным (научно-популярный, публицистический, художественный) и отвечать следующим требованиям:

■  соответствовать предметно-тематическому содержанию учебной программы;

■  характеризоваться смысловой законченностью, связностью и цельностью;

■  не быть перегруженным терминами, именами собственными, цифровыми данными;

■  соответствовать уровню подготовки экзаменуемых, определѐнному стандартом и дествующей учебной программой.

2.  Объѐм текста  —  до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до  4%   незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста.

3.  Тексты печатаются шрифтом Times New Roman, кегль — 14.

4.  Время на подготовку — 20 минут. Во время ответа выпускник имеет право пользоваться текстом. Задания (четыре) для подготовки к собеседованию предлагаются экзаменуемому вместе с текстом.

5.  Пользование словарѐм не предусмотрено.

Собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прослушанный текст.

1. Для прослушивания используются следующие функциональные типы аудиотекстов:

■  рассказ;

■  фрагмент радиопередачи;

■  прогноз погоды, программы новостей, спортивные сводки;

■  объявления по радио, телевидению, в аэропорту, на вокзале, в общественном транспорте;

■  диалоги;

■  интервью, репортажи, информационная реклама;

■  инструкции-объяснения.

2.  Длительность звучания текста  —  до 1,5 минут.

3. Вопросы, на которые нужно ответить, имена собственные, сложные для восприятия слова предлагаются экзаменуемому на отдельной карточке в печатной форме перед прослушиванием текста.

4. Карточка предъявляется перед первым прослушиванием текста. Во время второго прослушивания разрешается делать пометки.

Беседа с экзаменуемым, стимулом к которой является предложенная ситуация общения.

1. Тематика предлагаемых для беседы ситуаций определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанном в стандарте и действующей учебной программе.

2.  По содержанию темы может разрабатываться несколько комплектов заданий.

3.  Экзаменуемого не знакомят с содержанием беседы  предварительно. Задания (пять) предъявляются ему непосредственно во время беседы.

Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяется экзаменационной комиссией. Одновременно в аудитории находятся до четырех экзаменуемых.

 

V.  Требования к оценке ответа

Критерии оценки ответа на экзамене

Оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции

Балл

Экзаменационное задание выполнено полностью.

Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объѐмом, развѐрнутостью. Речь беглая.

Возможны отдельные несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи

10

Экзаменационное задание выполнено полностью.

Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объѐмом, развѐрнутостью. Речь беглая.

Допущены несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи. Иные единичные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым

9

Экзаменационное задание выполнено.

Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью, достаточным объѐмом. Речь беглая. Высказывания носят преимущественно развѐрнутый характер.

Допущены некоторые лексические и грамматические ошибки, не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи. Отдельные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым

8

Экзаменационное задание выполнено.

Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью и объѐмом, близким к достаточному. Речь недостаточно беглая, высказывания не всегда развѐрнутые. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, существенно не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи

7

Экзаменационное задание в основном выполнено.

Ответ характеризуется достаточной связностью и логичностью, но небольшим объѐмом высказываний. Речь недостаточно беглая, а высказывания не всегда развѐрнутые. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям.

Допущены лексические и грамматические ошибки, в том числе повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи

6

Экзаменационное задание частично выполнено.

Ответ характеризуется недостаточной связностью, логичностью, небольшим объѐмом высказывания. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям.

Допущены существенные лексические и грамматические ошибки, повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи

5

Экзаменационное задание частично выполнено.

Ответ характеризуется недостаточной связностью и логичностью. Речь изобилует паузами. Имеет место дефицит необходимых языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущено существенное количество лексических и грамматических ошибок, повлиявших на качество решения коммуникативной задачи

4

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно.

В ответе отсутствуют связность и логичность. Объѐм недостаточный. Речь изобилует паузами. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям.

Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, в значительной степени повлиявшие на решение коммуникативной задачи

3

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно.

Речь постоянно прерывается паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств, компенсаторные умения не сформированы.

Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, существенно повлиявшие на решение коммуникативной задачи

2

Экзаменационное задание практически не выполнено. Речь постоянно прерывается длительными паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств

1

Каждый этап экзамена оценивается отдельно. Итоговая отметка выводится как среднее арифметическое отметок, полученных на каждом этапе экзамена.

VI. Техническое обеспечение

Класс, в котором проходит экзамен, должен быть как минимум двумя компьютерами и двумя комплектами наушников.

Разделы сайта