Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися
Проблема выявления, обучения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи на данном этапе является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования. Разработаны и действуют такие государственные программы, как «Одаренные дети» и «Молодежь Беларуси», созданы три специальных фонда Президента Республики Беларусь: по поддержке культуры и искусства; по социальной поддержке одарённых учеников и студентов; по поддержке одарённых учеников. В плане мероприятий по реализации программы развития образования г. Минска до 2010 года имеется раздел «Обучение детей с повышенной мотивацией к учёбе». В течение уже многих лет одаренность учащихся выявляется и оценивается на олимпиадах, турнирах, ученических конференциях, что способствует повышению социального статуса знаний.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка достигается только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учёбе.
Основные направления работы с одаренными детьми:
- система работы образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста, обеспечивающая преемственность среды и методов развития детей при переходе в среднее звено школы;
- система общеобразовательных школ, в рамках которой создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
- система дополнительного образования, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие способностей учащихся в рамках внешкольной деятельности;
- система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.
Формы обучения детей в условиях общеобразовательных школ:
- индивидуальная (работа по индивидуальному плану, программе) – эта форма работы предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых ребенок будет получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей;
- занятия по свободному выбору (факультатив, спецкурс, организация малых групп) – это делает возможным учет различных потребностей и способностей детей;
- дифференциация образовательного процесса (изучение предмета на повышенном и углубленном уровнях) – эта форма актуальна для тех детей. У которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знаний;
- исследовательские секции или объединения (предоставляется не только выбор направления исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения).
Формы обучения детей в системе дополнительного образования:
- Обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области.
- Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки, специалист высокого класса).
- Очно-заочные школы.
- Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
- Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
- Детские научно-практические конференции и семинары.
Выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения зависят не только от возможностей той или иной школы, а прежде всего от индивидуальных особенностей ребенка. Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (лингвистической, математической и т.д.), должны соответствовать целому ряду требований.
Программы обучения для интеллектуально одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе должны:
- включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний;
- предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
- в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбраных самим ребенком;
- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
- обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
- предусматривать наличие свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
- подготовка специальных учебных пособий, организация исследований, создание «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п.;
- обучать детей оценивать результат своей работы, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творчества;
- способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
- включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Профессионально-личностные качества педагогов для работы с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учебе
- психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности; (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, методах их выявления)
- профессионально-личностная позиция педагогов,позволяющая успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
- профессионально значимые личностные качества педагогов:высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т.д.
Эти качества срабатывают лишь в системе и тогда, когда подчинены тому, что делает человека педагогом, – «желанию жить в ученике».