Матрица единого информационного мероприятия (классного часа, урока)
по профилактике незаконного оборота наркотиков, психоактивных веществ, прекурсоров и их аналогов
с учащимися учреждений общего среднего образования.
Тема мероприятия: Наркотики – путь в бездну.
Целевая установка: формирование отрицательного отношения учащихся к употреблению, вовлечению в распространение наркотических, психоактивных веществ, прекурсоров и их аналогов.
Методическая установка:
Предложенная матрица единого информационного мероприятия по профилактике незаконного оборота наркотиков, психоактивных веществ, прекурсоров и их аналогов с учащимися учреждений общего среднего образования (далее – матрица проведения воспитательного мероприятия) является примерной, при ее реализации, подборе форм и методов проведения мероприятия в первую очередь необходимо учитывать контингент учащихся, их возрастные особенности, специфику функционирования и возможности образовательного пространства учреждения образования.
Образовательное пространство, помещение, в котором будет проходить мероприятие, целесообразно оформить во взаимодействии с учащимися, используя различные варианты расстановки мебели, средств обучения и воспитания, в том числе результаты творческих заданий, выполненных самими учащимися (дидактические материалы, презентации, видеозаписи, репродукции, рисунки, плакаты, листовки, буклеты, памятки и другое).
Компоненты матрицы
|
Содержательный компонент
|
II ступень –
базовое образование
|
III ступень –
среднее образование
|
Структурный компонент
|
5 – 7 классы
|
8 – 9 классы
|
10 – 11 классы
|
Вводный этап
|
Представление цели мероприятия
Практически невозможно встретить человека, который ничего не слышал об опасности употребления и распространения наркотиков. Человек, регулярно потребляющий наркотики, либо распространяющий их, со временем утрачивает качества суверенной личности. Страсть к наркотикам ведет его по жизни, определяет его поступки, поведение, настроение, помыслы, можно сказать, управляет человеком и часто во многом решает его судьбу. Наркотическая зависимость заметно меняет состояние психики и физиологии, систему потребностей, круг интересов, цели и характер деятельности человека. Она вызывает аномалии сознания и поведения, в свою очередь порождающие существенные проблемы для общества. Наркотик держит человека мертвой хваткой. Мучительные ломки, смерть от передозировок, уголовная ответственность, сломанные жизни … Но, почему-то, при этом люди начинают принимать, либо распространять наркотические вещества, прекурсоры и их аналоги, делая первый шаг на пути в никуда.
Сегодня мы вместе проведём расследование и раскроем уловки наркодельцов, узнаем, почему и как молодые люди начинают употреблять и распространять наркотики. Это знание поможет нам в дальнейшем не стать жертвой обмана, а сделать выбор в пользу здоровой и полноценной жизни.
|
Информационный этап
|
Актуализация жизненного опыта
Учащимся предлагается вспомнить, в каких ситуациях они впервые услышали слово «наркотик», ассоциации, которые возникли у них.
Что такое наркотик? Учащимся предлагается поразмышлять о причинах, почему предлагают попробовать наркотик (Приложение 1).
|
Актуализация жизненного опыта
Учащимся предлагается поразмышлять на тему «Чем опасны «легкие деньги»?» (Приложение 2).
|
Актуализация жизненного опыта
Учащимся предлагается порассуждать на тему «Как не стать жертвой наркопреступлений с использованием банковской платежной карты» (Приложение 3).
|
Основной этап
|
Принятие решения
Беседа о способах вовлечения в незаконный оборот наркотиков (с приглашением сотрудника МВД).
|
Принятие решения
Интерактивное занятие «10 популярных фактов о наркотиках, которые оказались ложью» (Приложение 4).
Просмотр и обсуждение выпусков спецпроекта «За закрытой дверью» - «(НЕ) ЧУЖИЕ ДЕТИ» (проект МВД)
(Приложение 5).
|
Принятие решения
Диалоговая площадка на тему «Нет наркотикам. Найди свою альтернативу» (с приглашением аутрич-работника).
|
Заключительный этап
|
Подведение итогов, рефлексия
Выполнение практических заданий и упражнений (Приложение 6)
|
Творческое задание
(может быть выполнено как на этапе подготовки, так и после проведения мероприятия)
|
Изготовление информационной листовки «Нет наркотикам!»
|
Подготовка мультимедийной презентации на тему «Жизнь без наркотиков».
|
Подготовка видеоролика «Ошибка 328».
|
Приложение 1
к матрице единого
информационного мероприятия
Почему предлагают попробовать наркотик?
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, наркотик – химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Наркотиками называют любые запрещенные законом наркотические вещества, независимо от их происхождения.
Наркотики – наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры и аналоги.
Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в Республике Беларусь наступает с 14 лет.
Пример вопроса для обсуждения и ответы к нему.
Вопрос «Почему предлагают попробовать наркотик?»
Ответы:
-
Наркоману постоянно нужны деньги на очередную дозу наркотика. Устроиться на работу в состоянии наркозависимости он не может, поэтому начинает предлагать наркотики всем, кого знает. Наркоман, втянувший в употребление 3-4 человека, принимает наркотики уже за их счёт. Три дозы продал, четвёртую – себе.
-
Это страх «падать» одному. Употребляя наркотики, наркоман, как правило, понимает, что делает что-то плохое. И чтобы снять с себя ответственность, он пытается переложить её на других, втягивая в употребление наркотиков всё больше людей. По статистике каждый наркоман рано или поздно «подсаживает» на наркотики от 10 до15 человек из своего окружения.
-
Это желание заработать на торговле наркотиками, втягивая в их употребление всё больше и больше людей. Первая доза, которой чаще всего просто угощают, для торговца является залогом его будущей прибыли. Он знает: это вещество быстро вызывает зависимость, и после бесплатной первой дозы человек вернётся за второй. Наркоторговец пойдёт на всё ради того, чтобы человек попробовал наркотик, ради тех будущих денег, которые человек ему добровольно принесёт.
Мотивы, побуждающие подростка употреблять, распространять наркотики, могут быть социальные, индивидуальные и патологические (болезненные).
Индивидуальными мотивами подростка могут быть простое любопытство; желание испытать удовольствие, уйти от негативных эмоций и просто начать употреблять, распространять наркотики от скуки.
Социальные мотивы подростков – это желание доказать сверстникам, что ты все можешь. Иногда подросток начинает распространять, употреблять наркотики под давлением и угрозами.
Патологическими (болезненными) мотивами являются потеря смысла жизни, протест, ощущение себя лишним в жизни.
Приложение 2
к Матрице единого
информационного мероприятия
«Легкие деньги, но тяжелые последствия»
В современном мире стремление молодых людей обрести финансовую независимость становится вполне понятным. Однако многие из них пытаются найти способы зарабатывания денег так, чтобы при этом не прикладывать много усилий.
В современных условиях интернет-пространство дает большие возможности для зарабатывания так называемых «легких» денег. Чаще всего подростки узнают о них, общаясь в социальных сетях или посещая различные форумы.
Какую же работу могут найти молодые люди без определенных навыков, ищущие способ заработать «легкие» деньги? Скорее всего, ту, которая сулит большой заработок, но не содержит описания характера деятельности. Обычно такая работа предлагается через объявления в социальных сетях о наборе курьеров или наборе сотрудников на «удаленную работу». Узнать об условиях работы, зачастую, потенциальному сотруднику предлагают через один из мессенджеров (Viber, WhatsApp, Tellegram, другое). Но, как показывает практика, большую часть объявлений размещают вербовщики наркокурьеров или, как их называют, «закладчиков».
Истории таких заработков будто списаны друг с друга, меняются лишь имена детей. Вот одна из них. Юноше хотелось заработать на новый телефон. В интернете нашел объявление о легкой и прибыльной работе. Был указан контакт в социальной сети. Когда позвонил по указанному номеру, ему объяснили, что и как надо делать. Понравилось, что ни с кем не надо встречаться, нужно только расфасовать вещество и разнести по указанным местам. Намекнули, что вещество легальное, и если не раскладывать прямо на глазах у милиции, то все будет хорошо. При этом пояснили, что за все время с курьерами никаких неприятных случаев не происходило. Молодой человек, скорее всего, понимал, что стоит за такой «работой», но на форумах прочитал, что умелый закладчик получает «большие деньги». Кто-то хвастал, что работает закладчиком уже второй год и купил квартиру, что если и задержат, то всегда есть возможность уйти от ответственности. Предложение показалось заманчивым, и он согласился. Все, что от него потребовали работодатели, это — внести залог от стоимости «оптовой партии». Молодой человек внес залог на анонимный виртуальный кошелек, затем получил ссылку на оптовую закладку и номер для связи, куда надо было отправлять фотографии, координаты и описание сделанных закладок. Все это, по его словам, было похоже на какую-то шпионскую игру.
Юношу задержали на первой же закладке. Он даже не понимал, какой может быть расплата за подобные действия. Когда его в наручниках привезли домой сотрудники милиции, это стало шоком для родителей. Молодой человек, как и многие, встречался с девушкой, занимался спортом, хотел поступить в высшее учебное заведение … Теперь для него все это уже в прошлом. Преступления, связанные с наркотиками, относятся к особо тяжким, и санкции за такие преступления — крайне суровые. При этом самого работодателя, привлечь к ответственности бывает сложно, все расчёты и связи анонимны. Сотрудникам милиции не всегда удается проследить, от кого закладчик получил партию наркотического вещества, хотя для этого прикладываются все усилия.
Как же уберечься от таких способов «заработка»? Важно научиться зарабатывать деньги законными способами, без ущерба для себя, окружающих и собственного будущего. Для этого необходимо знать, что:
1) зарабатывать деньги можно, только применяя свои знания, навыки и способности, прикладывая усилия;
2) пытаться заработать стоит только на том, в чем ты действительно разбираешься;
3) нет простых способов зарабатывания денег, как правило, простые способы зарабатывания денег приводят к тому, что человек становится жертвой мошенников, преступников.
Приложение 3
к матрице единого
информационного мероприятия
Как не стать жертвой наркопреступлений с использованием банковской платежной карты
(Информация о действиях, образующих состав преступления,
предусмотренный статьей 222 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Все чаще в социальных сетях и мессенджерах пользователям стали приходить сообщения с предложениями без особых усилий заработать до 100 долларов за день. Что для этого нужно? Всего ничего, оформить на себя банковскую карту в банке, на который укажет мнимый работодатель, и передать сообщением в сети Интернет полученные реквизиты карты потенциальному работодателю.
Как правило, все общение проходит в сети Интернет без личного контакта. Истории, для чего нужна работодателю банковская карта чужого человека, различны. В основном это необходимость перевода денег на счета в Беларуси, а сам он не может, так как находится в другой стране.
Человек, согласившийся на такие условия сделки, становится так называемым «дропом» (подставное лицо, используемое кибермошенниками в серых схемах). Дроп – человек, который соглашается, чтобы его банковская карта стала «транзитной» для денежных средств, украденных мошенниками. Дроп переводит полученные незаконным путем денежные средства с одного счета на другой. Такая цепочка переводов нужна для того, чтобы запутать следы преступников и усложнить работу милиции.
Дропы бывают «разводные» и «неразводные». Отличие их только в том, что «неразводные» осознают всю тяжесть совершаемых ими деяний и умышленно занимаются этим. В большинстве своем это студенты и учащиеся, испытывающие нужду в финансах. «Разводные» дропы не знают, что идут на преступление, думают, что действительно работают, получая заработную плату и т.д.
Какие последствия ждут дропов в дальнейшем?
Ответственность за такие действия наступает по статье 222 Уголовного кодекса Республики Беларусь (незаконный оборот средств платежа и (или) инструментов) с 16-летнего возраста:
-
Изготовление в целях сбыта либо сбыт поддельных банковских платежных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа, а равно совершенное из корыстных побуждений незаконное распространение реквизитов банковских платежных карточек либо аутентификационных данных, посредством которых возможно получение доступа к счетам либо электронным кошелькам, – наказываются штрафом или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
-
Те же действия, совершенные повторно, либо организованной группой, либо в особо крупном размере, – наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа.
Приложение 4
к Матрице единого
информационного мероприятия
10 популярных фактов о наркотиках, которые оказались ложью
Факт 1. Один раз не считается.
Зависимость развивается только при регулярном употреблении. Это одно из самых опасных заблуждений, на которое когда-то повелись миллионы наркоманов во всем мире. Если возникло желание попробовать, значит – перед вами ловушка. Одним разом, как правило, не обходится. Пройдет время, и в жизни наступит сложная ситуация, в которой захочется заглушить переживания наркотиком. Потом снова. Если же вы просто ищете новых ощущений, то вы их, конечно, получите. Вопрос только – какие и какой ценой? Даже первая доза может стать смертельной. А если не станет, то все равно нанесет удар по организму.
Факт 2. Зависимыми становятся только слабаки. Я не такой, я смогу остановиться.
Наркотик не выбирает слабых, все люди одинаковы в физиологическом плане. Наркотик стимулирует участок головного мозга, ответственный за «гормоны счастья» (эндоморфины), после чего формируется зависимость. Причем процесс формирования зависимости закрыт для сознания человека, уловить его невозможно. Никому. Независимо от уровня IQ, пола и возраста. Многие недооценивают быстроту привыкания к наркотику: зависимость может возникнуть уже после однократного употребления. Момент, когда пришло осознание проблемы, означает только одно: опасная черта пройдена, впереди пропасть. Теперь без посторонней помощи не обойтись.
Факт 3. «Травка» – не наркотик.
Если кто-то утверждает, что «трава» (растительный галлюциноген) не вызывает привыкания, то он либо не видел каннабиноидных наркоманов со стажем, либо врет. Конопля используется как галлюциноген более двух тысяч лет. При созревании ее листья выделяют смолу с сильным запахом, в которой содержатся каннабиноиды (психоактивные вещества), и самый активный из них – Дельта 9-тетрагидроканабинол – воздействует на мозг, вызывая чувство эйфории. Куря коноплю, человек обычно вдыхает больше дыма и дольше задерживает его по сравнению с обычным сигаретным дымом, серьезно повреждая легкие. Организм получает в пять раз больше химических веществ, чем содержится в сигарете. Боль в груди и воспаленное горло – далеко не все проблемы. Каждый «косяк» добавляет отложений, способствующих возникновению рака. Разрушается вегетативная нервная система, серьезно страдают мыслительные способности, ослабевает память.
Факт 4. «Легкие» наркотики не вызывают привыкания.
«Легких» и «тяжелых» наркотиков не существует. И уж тем более не существует безопасных форм наркотиков.
Факт 5. Наркотики без примесей («чистые» наркотики) безвредны.
Зависимость вызывают абсолютно все наркотики. К тому же на черном рынке все они загрязнены примесями, в том числе ядовитыми. К примеру, некоторые наркоторговцы разводят героин стиральным порошком.
Факт 6. Многие великие люди употребляют наркотики, и их карьера идет в гору.
Если наркозависимые кумиры миллионов были когда-то сильными и талантливыми, то теперь за иллюзией их величия скрываются страх и бессилие. Наркотики постепенно разрушают их мозг, уничтожая нервную систему, и уж точно не делают их талантливее – наоборот. Проявлением воли и решительности был бы отказ от наркотических веществ, от алкоголя и курения табака.
Примеров немало. Так, солист культовой рок-группы «TheDOORS» Джим Морисон был наркозависимым, употреблял галлюциногены (в частности LSD). Из кумира миллионов он постепенно превратился в неряшливого неудачника и умер от сердечного приступа в возрасте 27 лет. Курт Кобейн, вокалист знаменитой рок-группы «Nirvana», пристрастился к наркотикам в 13 лет, начав с марихуаны. Героин не принес ему свободы в творчестве – его песни были наполнены безысходностью и депрессией. После многочисленных безуспешных реабилитаций, попыток суицида, на фоне серьезных проблем со здоровьем Курт Кобейн застрелился в возрасте 33 лет.
Факт 7. Наркомания – это не болезнь, а вредная привычка.
Это именно болезнь, и она включена в международную классификацию психических заболеваний наряду с иными болезнями, а по степени тяжести приравнивается к онкологическим. Количество летальных исходов среди больных наркоманией превышает 90%. В обществе существует стереотип, что наркозависимый человек – в первую очередь безответственный и слабовольный, склонный к порочному образу жизни, не желающий ничего менять и возложивший свою проблему на плечи окружающих. В действительности же наркомания официально является аддикцией (заболеванием из группы зависимостей), ведущей к ускоренному разрушению организма.
Факт 8. Наркотики помогают почувствовать ни с чем несравнимый «кайф».
Все очень индивидуально. Эйфория, к которой стремятся искатели острых ощущений, – весьма субъективное понятие. Обществом навязан иллюзорный стереотип, в который верят начинающие наркоманы, пытаясь найти в симптомах отравления удовольствие.
Факт 9. Все от чего-то зависят: если не от наркотиков, алкоголя, то от сигарет или кофе.
Безусловно, любая зависимость негативна независимо от проявлений. Но утверждение, что все от чего-то зависят, – неубедительная попытка оправдаться. Наркозависимость необратимо разрушает личность и губит здоровье человека, поэтому является наиболее опасной.
Факт 10. Употреблять наркотики или нет – личное дело человека и это никого не касается.
Очень даже касается. Всякий наркоман рано или поздно становится преступником, ведь на новые дозы нужно все больше денег. Заработать же их легально он не может из-за прогрессирующей деградации.
Приложение 5
к матрице единого
информационного мероприятия
Спецпроект «За закрытой дверью» - «(НЕ) ЧУЖИЕ ДЕТИ»
Знакомство с наркотиками всегда оборачивается трагедией. Из-за пагубной привычки жизнь делится на до и после, стирается грань между вымыслом и реальностью. Внутренний мир рушится на глазах, а близкие становятся чужими.
Обучающимся предлагается для просмотра и обсуждения выпуск специального проекта «За закрытой дверью». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rpeW85z8qFk.
Также стоит предложить обучающимся просмотреть цикл небольших историй, которые заставят задуматься о сделанном выборе. Агентство теленовостей запустило социальный проект под общим названием "Стоп наркобизнес".
В сводках МВД отмечается тревожная тенденция. Все чаще молодых людей – учащихся и студентов, которые решили попробовать свои силы вне правового поля, заманивают в наркобизнес, завлекая быстрым заработком и мнимой анонимностью. Часто сам процесс закладок напоминает им квест или игру. Они не думают о реальных сроках и наказаниях, о том, что за наркотиком - еще и искалеченные судьбы.
История 1. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=TZeASXpcNJY
История 2. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3oHJLEEvYWs
История 3. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=CzWij6-y8ck
История 4. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=upzt60vwcgE
История 5. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=akswjN9RyQM
История 6. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=WxBXIMmD3_k
Сломанные судьбы – такой результат ожидает каждого, кто встал на путь наркопотребления и преступного бизнеса.
Наркомания в подростковой среде – одна из самых серьезных проблем современного общества. Несколько лет назад к психоактивным веществам приобщались в основном проблемные дети, однако сегодня эта беда может затронуть абсолютно любую семью. Запрещенные препараты оказывают на организм подростка гораздо более разрушительный эффект и приводят к появлению зависимости с первых доз.
Управление внутренних дел Витебского облисполкома реализуетпроект #БОРЬБА_ЗА_ЖИЗНЬ, в котором рассказывают о судьбах людей, ставших наркоманами. Сами подростки делятся своими реальными историями из жизни, связанной с наркотиками:
Выпуск 1. #БОРЬБА_ЗА_ЖИЗНЬ. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=K7b-rNrPuxQ
Выпуск 2. #БОРЬБА_ЗА_ЖИЗНЬ. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=EpSeFYtJnQo
Выпуск 3. #БОРЬБА_ЗА_ЖИЗНЬ. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-FztA2SxJDo
Выпуск 4. #БОРЬБА_ЗА_ЖИЗНЬ. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ZBzA82LWEVw
Выпуск 5. #БОРЬБА_ЗА_ЖИЗНЬ. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=u79xrAt_R_I
Выпуск 6. Перезагрузка #БОРЬБА_ЗА_ЖИЗНЬ.
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=XKZ52msFvg0
Выпуск 7. #БОРЬБА_ЗА_ЖИЗНЬ. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=WuKKvzjrJR8
Выпуск 8. Искупление #БОРЬБА_ЗА_ЖИЗНЬ.
Приложение 6
к матрице единого
информационного мероприятия
Упражнения и практические занятия
1. Психологический тренинг «Паутинка».
Цель: создание атмосферы сотрудничества, понимания значимости каждого в выполнении общей задачи мероприятия.
Необходимые материалы: клубок тесьмы
Ход проведения: ведущий берет клубок тесьмы (лучше красивого сутажа) и предлагает участникам встать в круг. Ведущий берет конец тесьмы и передает клубок, разматывая его, участнику напротив, называя одно из своих положительных качеств, играющее роль в успешной работе группы, второй участник, удерживая отрезок тесьмы рукой (или намотав на палец), передает клубок следующему участнику, называя одно из своих качеств (знаний, умений) и так далее, пока остатки клубка вновь не окажутся у ведущего. В конце концов, оказывается, что все участники связаны единой «сеточкой – паутинкой из положительных качеств». Ведущий предлагает проверить, насколько тонка и насколько крепка тесьма, связывающая группу, как эта конструкция зависит от каждого участника. Проверить, какую нагрузку может выдержать эта паутинка, можно, натянув ее и положив на нее различные предметы, олицетворяющие «вредные привычки» или «конфликты», или «проблемы», и даже «вынести их за дверь и выкинуть в мусорное ведро». Участники мероприятия садятся (встают) в круг. Ведущий кидает клубок ниток напротив сидящему собеседнику и спрашивает: «Какие последствия, наркомании вы знаете?»
Примерные ответы: смерть, деградация личности, одиночество, потеря друзей и близких, суицид, отрешение, изгой, ломка, зависимость, воровство, убийство, необратимые изменения в организме, противозаконность.
После выполнения упражнения можно отрезать от клубка части, равные двойной окружности запястья плюс 6 сантиметров для каждого участника и предложить сделать самодельный браслет. Для этого нужно завязать на концах отрезка тесьмы узелки, затем сложить отрезок тесьмы пополам и на месте сгиба также завязать узелок так, чтобы образовалась небольшая петелька. Затем на запястье участник продевает концы с узелками в петельку – получается «браслет» – талисман.
2.Упражнение «Прочти затылком»
Цель: организовать обмен информации между участниками, развитие у них умения противостоять негативному влиянию окружающего социума.
Необходимые материалы: листы А4 с отдельными словами на них, по одному слову на лист, два ряда стульев для участников.
Ход мероприятия: участники садятся на стулья, расставленные в два ряда таким образом, чтобы одни стояли друг против друга. Ведущий раздает листы со словами, но не показывает эти слова участникам, встает позади первого ряда и говорит всем, что нужно смотреть прямо перед собой. Ведущий показывает слово участникам в ряду, сидящим лицом к нему. Участники, которые видели слово, должны сделать, так, чтобы сидящие напротив них отгадали это слово на основе подсказки, состоящей из одного слова. Один человек в начале ряда дает подсказку, а человек, сидящий напротив, пытается отгадать слово. Если он ошибается, следующий человек дает подсказку, и участник, сидящий напротив, пытается отгадать слово на основе уже двух подсказок. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не отгадает слово. Подсказка не должна быть однокоренным загаданного слова. Вы можете также сказать группе, что следует избегать подсказок, в которых нет ничего в отношении истинного значения слова. Рифмованные подсказки также не следует использовать.
Некоторые примеры слов и словосочетаний: здоровый образ жизни, здоровье, наркотикам – нет, зависимость, жить здорово, жизнь прекрасна, волонтер, вредные привычки, курить вредно, уголовное наказание, …
3. Упражнение «Охмурение».
Цель: информировать участников о психологическом механизме формирования зависимости.
Ход проведения: участникам не говорится о том, что это игра. Все делается на очень серьезном уровне. Ведущий сообщает, что участники мероприятия очень ему понравились, и он желает сделать им подарок: «Слышал ли кто-нибудь о том, что тибетские ламы используют специальные символы, чтобы приобрести какой-нибудь навык за короткий срок?» Ведущий говорит, что он был в Тибете и знает три символа, которые , если их нарисовать на руке, позволяет выработать за 1 неделю следующие навыки: говорить по-английски, грамотно писать, играть на гитаре.
Ведущий может сделать этот подарок только семи участникам группы (таков ритуал). Первые семь, кто выйдут сейчас за дверь, – счастливчики! За дверь бросается целая толпа желающих. Не беда, если их будет несколько больше, чем семь. Ведущий говорит, что пригласит их через минуту. После того, как дверь закрылась, оставшимся сообщается, что сейчас будет продемонстрировано, как легко современного молодого человека завербовать в наркоманы. Ведущий просит оставшихся членов группы подыграть ему, и показать, что они завидуют тем, кто через минуту получит символ. Семерка приглашается в аудиторию. Они выстраиваются в линию по порядку, например: «англичане», за ними «гитаристы», в конце «грамотеи». Ведущий говорит, что символ, который он сейчас нарисует у них на руке, позволит им за неделю, ничего не делая, получить соответствующий символу навык. Но его нельзя стирать, мыть, он сойдет сам (отвалится вместе с грязью). Затем участники выступают по одному. Англичанам рисуется – АВС, гитаристам – скрипичный ключ, грамотеям – АБВ. При этом ведущий просит их не показывать этот символ и отправляет их на свои места. Некоторые уже по дороге на место начинают догадываться о том, что над ними подшутили. В итоге, когда ребята все уже сидят в круге, ведущий говорит очень серьезным голосом: «Ребята, скажите, пожалуйста, где вы видели на белом свете, чтобы без усидчивости, без затраченных сил и времени можно было чему-то научиться? Что же сейчас произошло? Вы не задумывайтесь над реальностью моего предложения, сделали шаг вперед и протянули мне свою руку. Я же, образно говоря, сделал вам укол! Вы только подумайте, ведь предложение могло быть не про навык. А про то, что сделай пару затяжек, и ты получишь хорошее настроение, забудешь о проблемах, станешь веселым и раскованным – вы что же, так же, не задумываясь, «протяните руку?» Подумайте над этим. В жизни ничего не бывает просто так. За все, так или иначе, но приходится платить. В некотором смысле, как бы вы на меня сейчас не обижались, но вы получили «прививку» против наркомании. Когда вам предложат наркотик и скажут, что никаких отрицательных последствий не будет, вы вспомните нашу сегодняшнюю игру и, возможно, задумаетесь – а так ли это?».
4. Игра "Спорные утверждения"
Цель: развитие у участников навыка осознанного отношения к проблеме наркомании, принятия ответственного решения в проблемной ситуации.
Необходимые материалы: четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения».
Ход проведения: подготовленные листы с утверждениями прикрепляются по четырём сторонам помещения (учебного кабинета). Ведущий зачитывает утверждения. Просит участников игры разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данную проблему. Просит принять решение и обосновать его: «Почему я считаю именно так?». Выслушав мнение каждого из участников, ведущий излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут изменить свое решение и выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Примеры утверждений: «Наркомания – это преступление», «Лёгкие наркотики безвредны», «Наркотики повышают творческий потенциал», «Наркомания – это болезнь», «У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков», «Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент», «Наркомания излечима», «Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию», «Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них», «Наркоман может умереть от СПИДа», «Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления», «По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет», «Наркоман может умереть от передозировки», «Продажа наркотиков не преследуется законом», «Наркомания неизлечима», «Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему», «Наркоманы – это не люди».
5. Упражнение «Жизнь с болезнью».
Цель: дать участникам возможность прочувствовать последствия, к которым приводит употребление психоактивных веществ.
Необходимые материалы: небольшие листы бумаги, ручки для каждого участника.
Ход проведения: ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5*5) и просит написать: на 4-х листочках – названия любимых блюд, на 4-х – название любимых увлечений, на 4-х – имена близких или любимых людей. Когда все участники выполнили задание, ведущий говорит: «Представим себя на месте человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить … и не только деньги. Прошу отдать мне по одной карточке с вашим любимым блюдом, занятием, близким человеком». После сбора карточек ведущий просит отдать еще по 3 карточки («зависимость требует следующей жертвы»). Затем ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листочку у каждого участника. Это символизирует то обстоятельство, что потребитель наркотиков уже не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.
Затем проводится обсуждение того, какие чувства испытали участники при расставании с карточками, с чем было труднее расставаться, что они чувствуют после окончания упражнения.
После проведения упражнения обязательно проводится эмоциональная разгрузка для того, чтобы вывести участников из игровой ситуации: «То, что произошло сейчас было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких». После этого участники делятся пережитыми чувствами.
Приложение 2
Сценарий родительского собрания
с участием представителей системы образования, органов внутренних дел, родителей лиц,
осужденных за незаконный оборот наркотиков и проходящих реабилитацию в местах лишения свободы
Категория присутствующих: законные представители обучающихся
Задачи родительского собрания: проинформировать законных представителей о современных способах вовлечения обучающихся в незаконный оборот наркотиков, сроках уголовной ответственности, характерных признаках наркомана (основные отличия наркомана от неупотребляющего человека), пунктах помощи, реабилитационных центрах, оказывающих помощь наркозависимым лицам (подросткам); познакомить законных представителей учащихся с работой по противодействию незаконному обороту наркотиков и видами профилактики; разработать и сформулировать рекомендации по профилактике наркомании в юношеском возрасте. В подготовке к родительскому собранию необходимо использовать лекционный материал и презентацию, подготовленные МВД https://disk.yandex.by/d/5bfOiln54CFy3Q и рекомендации, размещенные по ссылке https://drive.google.com/file/d/1UGZ9EkGuCmSLSBWGX9wiDbWAX3rh5NTn/view
Участников родительского собрания целесообразно познакомить с информационной страницей «Молодежь против наркотиков» https://xn--d1acdremb9i.xn--90ais/informatsiya-po-vazhnym-voprosam/uchashcheysyai-studencheskoy-molodyezhi/molodyezh-protiv-narkotikov/, размещенной на сайте МОЛОДЕЖЬ.БЕЛ https://xn--d1acdremb9i.xn--90ais/, являющимся основным государственным информационным ресурсом в сфере молодежной политики.
Ход родительского собрания:
1. Организационный момент. Встреча участников родительского собрания. Рассадка в актовом зале. Регистрация участников.
2. Приветственное слово руководителя учреждения образования, который оглашает цель встречи, рассказывает о форме проведения мероприятия и представляет приглашенных.
3. Выступление представителя системы образования, который ознакомит присутствующих с современными угрозами в сфере незаконного оборота наркотиков, акцентирует внимание присутствующих на роли родителей в предотвращении вовлечения несовершеннолетних в распространение и употребление наркотиков:
«Каждый из нас может столкнуться с проблемами наркомании либо вовлечением наших детей в незаконный оборот наркотиков. Большинство родителей склонны заблуждаться: «Со мной, в моей семье этого не может произойти». К сожалению, может! В подтверждение этому неутешительные цифры статистики. Стоит обратить внимание на то, что социальный портрет несовершеннолетнего наркосбытчика в современных реалиях выглядит следующим образом: молодой человек 16-17 лет, учащийся колледжа, с полной и обеспеченной семьи, проживающий в крупном населенном пункте, ранее в поле зрения милиции, как правило, не попадал, под наблюдением врача-психиатра-нарколога не состоял, обладает знаниями об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков, участвовал в проводимых в учебном заведении профилактических мероприятиях по рассматриваемой тематике. Многие из нас могут узнать в данном описании своего ребенка, который может оказаться на грани совершаемого противоправного действия, но которого мы с вами можем остановить, помочь справиться с возникшей проблемой».
4. Выступление представителя органов внутренних дел, который расскажет присутствующим об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков, огласит статистику по незаконному обороту наркотиков среди несовершеннолетних на настоящий момент, обратит внимание родителей на современные способы вовлечения обучающихся в незаконный оборот наркотиков:
«Сегодня основным ресурсом для распространения наркотиков стал Интернет, активным пользователем которого является каждый из нас. В глобальной сети часто встречается весьма заманчивая реклама о возможностях быстрого, легкого, а самое главное — немаленького заработка. Организаторы интернет-магазинов и сайтов по продаже наркотиков обещают колоссальные деньги всего за незначительную услугу, зачастую скрывая истинные цели и предмет заработка. Приводятся мыслимые и немыслимые аргументы, человека убеждают в легальности работы, отсутствии каких-либо рисков. Как правило, никто и никогда не видит тех, кто находится по ту сторону компьютера, смартфона или планшета. Тем не менее, многие слепо верят в их обещания и по своей глупости, наивности, желая получить острые ощущения, расценивая это как какой-то квест, вступают в опасную «игру», связанную с распространением наркотиков, при этом мало кто из так называемых «закладчиков» успевает заработать. Наниматель будет постоянно откладывать выплату вознаграждения, очередные партии наркотиков для раскладки по тайникам придется приобретать за собственные средства и так до того момента, пока к «работнику» в дверь не постучит милиция. Как правило, происходит это в период от 2 недель до 1,5 месяцев, а некоторые задерживаются при первой попытке заработать легкие деньги. Следует помнить, что уголовная ответственность на незаконный сбыт наркотиков, предусмотренная статьей 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наступает с 14 лет и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 25 лет».
5. Демонстрация фильма «Способы вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков».
https://www.youtube.com/watch?v=q5pTug1JLZQ
6. Выступление матерей осужденных несовершеннолетних, которые расскажут историю своих несовершеннолетних детей, осужденных за незаконный оборот наркотиков и отбывающих наказание в местах лишения свободы.
8. Выступление представителя системы образования, который даст рекомендации законным представителям обучающихся по профилактике незаконного оборота наркотиков:
«Родителям следует быть внимательным к тому, с кем общается подросток, находясь в социальных сетях; следует понимать, чем заняты дети в сети Интернет. Специалисты советуют изучать переписку в социальных сетях, обращать внимание на установленные приложения, программы на компьютере или телефоне сына, дочери. Чаще всего вербовка (вовлечение несовершеннолетних внезаконный оборот наркотиков) подростков происходит через социальные сети («ВКонтакте», «Facebook», «Instagram»,«Одноклассники») и мобильные мессенджеры («Telegram», «WhatsApp»,«Viber», «Skype»). Если ваш ребенок перестал просить деньги на телефон, карманные расходы, целесообразно заказать детализацию звонков и интернеттрафика. Очень важно разговаривать с детьми на эту тему! И чем раньше родители начнут обсуждать эти вопросы с детьми, тем лучше. Ведь, как правило, в 14,15 или 16 лет дети уже могут получить предложение о «трудоустройстве». Следует помнить, что уголовная ответственность на незаконный сбыт наркотиков, предусмотренная статьей 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наступает с 14 лет и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 25 лет. Постоянно объясняйте ребенку, что единственное решение, позволяющее избежать медицинских и правовых последствий, связанных с незаконным оборотом наркотиков, никогда, ни при каких обстоятельствах не связываться с ними!»