«Ребенок среди сверстников»
Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.
Задачи:
-
показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;
-
обратить внимание на проблемы общения детей;
-
формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной(обучение социальным навыкам) помощи детям.
Родители – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка счастливым. Тема нашего разговора – общение. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.
Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни человека. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Итак, дружеские отношения – важная составляющая жизни детей.
У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет. В школьном детстве взаимодействие с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми. Общение со взрослыми важно для детей. Дети начинают предпочитать сверстника . С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить. Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт . Кроме того, мл. школьный возраст – это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей :
- разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстником дети производят много действий и обращений, которые редко встречаются в контактах со взрослыми: спорят , навязывают свою волю, приказывают, обманывают, жалеют.
- эмоциональная насыщенность. Дети проявляют в 9 - 10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений. Дети чаще одобряют ровесника и чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом развиваются коммуникативные умения: вести диалог, спор; слышать и слушать; вставать на точку зрения другого; работать сообща для достижения общей цели.
- не регламентированность. Со взрослым дети соблюдают общепринятые нормы поведения, а со сверстником используют раскованные действия: прыгают, кривляются, передразнивают , придумывают новые слова. Так ребёнок проявляет себя. Проблемы, которые возникают у детей в общении со сверстниками (ссорятся, порой дерутся, жалуются , не умеют считаться с мнением другого).
Эмоциональная напряжённость в детских отношениях значительно выше. Взрослые иногда не подозревают о сильных переживаниях и не придают особого значения детским ссорам и обидам. Однако состояние конфликта - тяжелое испытание для ребёнка. И взрослые должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Мы с вами вместе сможем научить детей дружить и мириться в случае ссор.
- Чем же могут помочь родители?
Упражнение «Трудная ситуация»
Работа в малых группах. Предлагается оценить варианты выхода из ситуации и определить самый эффективный с точки зрения обучения ребёнка справляться с трудностями.
Ребёнок жалуется «Саша обзывается», «Катя меня обижает», «Паша не играет со мной».
Родитель:
- вскипает, пытается сам разобраться с обидчиком вместо ребёнка
- обращается к воспитателю с просьбой решить проблему
- обращается к родителям обидчика
- успокаивает «Не расстраивайся, уже всё прошло»
- обвиняет «сам виноват»
- принимает чувства ребёнка «Тебе обидно»; вместе ищут пути выхода из конфликта.
В дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Вы можете поддерживать ребенка , но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Помогите ему в этом.
Дети с ранних лет стремятся быть самостоятельными и как правило в штыки воспринимают сверстников, которых слишком сильно оберегают родители. Оглянитесь вокруг и посмотрите, как ведут себя одноклассники вашего ребенка. Если все они уже ходят в школу самостоятельно, а вы или няня все еще провожаете и встречаете своего малыша, то он, скорее всего, стал изгоем в классе именно по этой причине. Дайте ему больше самостоятельности, и проблема исчезнет сама по себе.
Старайтесь по возможности не вмешиваться в детские конфликты. Даже если ребенок пришел домой с синяком, который поставил ему во дворе соседский сын, не бегите тут же читать нотации хулигану. Вы добьетесь обратного эффекта — сверстники вашего ребенка будут издеваться над ним еще больше, ведь в их глазах он станет ябедой. Лучше всего разберитесь в чем причина, почему произошла драка. Если дворовые мальчишки специально напали на вашего сына, то только в этом случае стоит аккуратно поговорить с их родителями, но без присутствия детей.
Очень часто дети сами провоцируют конфликты, стараясь оказаться в центре внимания. Расскажите ребенку, что есть множество других способов заинтересовать сверстников. Например, быть лучшим учеником в классе. Тогда одноклассники будут обращаться за помощью, когда нужно выполнить трудное задание и вашего ребенка сразу будут ценить. Или начать заниматься в спортивной секции. В этом случае мальчики не будут задираться к вашему ребенку, потому что будут знать, что он может дать отпор, а девочки потянутся к спортивному однокласснику, так как почувствуют в нем силу и надежность.
Делайте все возможное, чтобы ребенок чаще участвовал во внеклассных мероприятиях: праздниках, поездках, экскурсиях. Старайтесь не уводить его домой сразу после уроков, если его одноклассники собираются немного поиграть . Ничто так не сближает детей как общение за пределами школы. Если ваш ребенок в этой внешкольной жизни участвовать не будет, то все ребята успеют сдружиться между собой, а он так и останется в классе чужаком.
Эта тема возникла не случайно. В последнее время в школе среди небольшого количества детей нет дружбы, особенно среди старших девочек. Дети просто ненавидят друг друга. Радуются, когда у кого-то неудачи. Бывают случаи проявления жестокости. Полностью отсутствует взаимопомощь, элементарное сочувствие. Что происходит с нашими детьми? Как такое могло произойти? Кто в этом виноват? Может общество, в котором мы живем? Может мы сами - родители? Ведь дети – это зеркало отцов и матерей. Можем ли мы им помочь? Чем? Вопросов возникает очень много. Это наша с вами проблема – проблема взрослых, общая проблема родителей и учителей.
Жизнь наша идет вперед, и многие условия формирования ребенка меняются, и меняются достаточно быстро.
Сегодня на наших глазах происходят глубокие изменения в важнейшем институте воспитания – в семье. Занятость, а порой полная поглощенность избранным делом, без которых практически невозможна любая серьезная работа, оставляют родителям все меньше и меньше времени для повседневного, глубокого общения со своими растущими и незаметно взрослеющими детьми.
Вместе с тем замечено и другое: молодые родители гораздо свободнее распоряжаются своим личным временем и досугом, острее и несдержаннее реагируют на любые нарушения норм поведения со стороны ребенка, иногда теряя выдержку и проявляя полную нетерпимость даже к естественным для определенного возраста детей проявлениям. Все это весьма существенно меняет семейную атмосферу, создает ненужную и по большей части вредную дистанцию между родителями и детьми. Возникает сложная ситуация, когда быстро растущий ребенок оказывается один на один в мире сложнейших человеческих отношений, когда он остается один на один со многими жизненными проблемами, а родители, занятые своими делами и заботами, часто не утруждают себя по-настоящему заглянуть во внутренний мир сына или дочери.
Для современного этапа развития общества характерно, с одной стороны, повышение требований к людям, а следовательно, к их воспитанию, а с другой стороны, существенное усложнение условий воспитательной работы в связи с урбанизацией нашего общества, массовыми миграциями населения, акселерацией подрастающего поколения, значительным увеличением информационных нагрузок — последствиями научно-технической революции.
Мы не часто задумываемся над тем, что наша повседневная жизнь проходит в обществе других людей. Семья, школьный класс, кружок, двор и другие места, где мы проводим свое время, это, в первую очередь, люди, с которыми мы общаемся и вступаем в те или иные отношения. Иначе говоря, мы постоянно находимся в группе людей, являемся постоянными или временными членами многих групп. Каждый человек одновременно принадлежит к нескольким малым группам: класс, семья, друзья, футбольная команда и т.п. Оказывается, находясь в группе, человек ведет себя несколько иначе, чем в одиночку. Воздействие, которое малая группа оказывает на каждого из своих членов, называется давлением группы. То, что такое воздействие действительно имеет место, доказано в ходе многих экспериментов.
Вы, наверное, не раз замечали, что в группе многие преображаются: стремятся любым способом обратить на себя внимание, иногда даже наговаривают на себя, хвалятся мнимыми «подвигами». В группе может возникнуть идея совершить асоциальный (противоречащий нормам морали) поступок и даже преступление, хотя большинство из членов группы не склонны к этому. Есть и другие стороны воздействия группы на личность. Наше мнение о себе, самооценка, самоуважение во многом зависят от того, как нас оценивают другие члены группы. Каждый член группы опирается на ту информации и на те ценности, которые в ходу в данной группе вне зависимости от их истинности. А ведь иногда группа принимает заведомо ложную информацию, искаженные моральные ценности.
Наконец, в группе может происходить снижение личной ответственности человека. Каждый надеется, что кто-нибудь другой проявит инициативу, возьмет на себя ответственность за противоправные действия или остановит их. Если группа объединилась во имя асоциальной деятельности (например, группа преступников), то ее сплоченность становится отрицательным фактором как для каждого ее члена, так и для лиц, которым эта группа наносит вред.
На человека влияет только та группа, которую он ценит, признает своей, члены которой для него значимы и авторитетны. Таких лиц обычно называют «значимые другие». Когда «значимые другие» нам помогают, одобряют или осуждают наше поведение, это существенно влияет на нас, побуждает нас уважать самих себя или страдать из-за своих недостатков.
Особенно подвержены влиянию подростки с повышенной возбудимостью, своим поведением напоминающие «живое серебро» - ртуть. Они неугомонны, неспособны долго усидеть на одном месте или сосредоточиться на определенном занятии. Всерьез и глубоко они ничем не интересуются. Они ищут приключений и сильных новых впечатлений, не склонны обдумывать и планировать свои действия и поступки, живут «одним днем». Они стремятся казаться независимыми, игнорируют общепринятые нормы поведения. Такие подростки чаще всего курят, употребляют спиртные напитки. Они спокойно могут начать употреблять наркотики.
Каждый человек стремиться к общению с другими людьми. Философ Сократ говорил: «Никакое общение с другими людьми невозможно без дружбы» А дружба возникает, если у людей есть общее дело.
Что же сближает людей? Какие черты характера должен иметь человек, чтобы его кто-то мог назвать другом? Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок.
Дружба между мальчиками и девочками есть всего лишь стадия, переходный этап между товариществом, приятельскими отношениями и любовью. Очень хрупкое это состояние из-за неопределенности, беззащитности; требует особо бережного внимания и со стороны сверстников, и тем более со стороны взрослых. Очень осторожными должны быть действия и слова взрослых, на глазах которого это происходит. Важно суметь найти правильный тон в разговоре с детьми. Очень часто родители воспринимают друзей своих детей негативно, запрещая дружить, считая неподходящими товарищей своих детей. Как часто родители спешат с самыми крайними выводами о приятелях сына или дочери, почти ничего не зная, ни в чем не разобравшись. Рассуждения при этом бывают однозначные: товарищ сына плохо учится - этой дружбе пора положить конец, подружки дочери ведут себя слишком «вольно» - нужно дочь изолировать от них... Но есть и другой путь: вникнуть в непростой внутренний мир, постараться понять своего ребенка, посмотреть его глазами на его друзей. Помочь в этом – наша задача.
Часто и взрослым, и детям приходится сталкиваться с унижением человеческого достоинства, с нетерпимым отношением к лицам другой национальности или вероисповедания.
Современные дети растут в атмосфере жестокости, каждый день испытывая на себе влияние музыки, фильмов, передач и сайтов агрессивного содержания, многие ребята из так называемых неблагополучных семей видят насилие наяву. Задача классного руководителя, как и любого учителя, - воспитать, развить, сформировать в детях основу основ взаимоотношений - уважение к себе и, как следствие, уважение к другому человеку. Ведь сегодняшние дети - это наше общество через 10-15 лет, и мы несет ответственность за будущее нашей страны.
Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, между законами стаи и правовыми отношениями.
Нынешние подростки испытывают необходимость выйти в жизнь без родительских указаний: помощь родителей часто рассматривается ими как попытка вмешаться, поэтому советы родителей воспринимаются как команда.
Есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку:
1) разговаривайте друг с другом;
2) выслушивайте друг друга;
3) рассказывайте им о себе;
4) умейте поставить себя на их место;
5) будьте рядом;
6) старайтесь все делать вместе;
7) дружите с его друзьями;
8) помните, что каждый ребенок особенный;
9) показывайте пример;
10) избегайте крайностей, неправильно давать полную свободу, так же неверно и «закручивать гайки».
Если мы взрослые будем терпимее, будем показывать достойный пример своим детям, то и дети станут добрее и отзывчивее.
ТЕСТ
1) Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех...
а) с кем у меня складываются отличные отношения.
б) на кого можно всегда положиться в трудной ситуации.
с) кто умеет многого добиваться в жизни.
2) Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья...
а) были классными и интересными личностями.
б) помогали тебе, когда ты об этом попросишь.
в) никогда не предавали тебя в трудную минуту.
3) Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга...
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
6) про интересных людей и их приключения.
с) детектив или фантастика.
4) На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?
а) попытаюсь их утихомирить...
б) отойду в сторону - это не мои проблемы!
с) разберусь - кто прав, а кто виноват - и выскажу свое мнение.
5) Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?
а) думаю, что да.
б) я не уверен(а).
с) по-моему, счастье не в этом.
6) Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые таки не оценили твои друзья?
а) сомневаюсь.
б) мне такая мысль никогда не приходила в голову
с) уверен(а) что есть.
7) Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты..
а) не стану дожидаться и позвоню сам(а).
б) посочувствую по телефону.
с) попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.
|
А
|
в
|
с
|
1
|
0
|
3
|
6
|
2
|
6
|
0
|
3
|
3
|
6
|
3
|
0
|
4
|
0
|
6
|
3
|
5
|
6
|
3
|
0
|
6
|
3
|
0
|
6
|
7
|
6
|
3
|
0
|
0 — 20 баллов. Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо... Что хочешь, то и делаешь, опять же - никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь...
Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в
одиночку трудно прожить на свете.
21 — 33 балла. Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество - надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.
34 — 48 баллов. Для тебя дружба - это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!
Иногда очень полезно осознать, «какой я». Помните: «Дружба - это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке, и прежде всего в самом себе, добро».
И. Туричин
ДРУЖБА
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа
— Мы — друзья! Поиграем вместе в пожарных
— Давай, — согласился Вася
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину
— Пожар! Пожар! — кричит.
Подбежали другие ребята — Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
— Я — Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.
— Я — твой друг! Мы — друзья! Поиграем вместе в машинистов.
— Давай, — согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
— И меня примите.
— Не примем, — сказал Сережа.
— Почему? — удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
— То — вчера, — сказал Сережа. — Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы:
1. Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
2. Можно ли назвать Сережу настоящим другом?
В. Сухомлинский
КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?
У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью*
— Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы»
— Наш папа выздоровел, — сказала она. Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
— Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
Вопрос:
Почему заплакала Катя?
Что же такое дружба? Дружба - это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.
Дружба - это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.
Русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие - одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный - это душевно слепой человек».
А понимание горя своего ближнего или друга развивает нравственную зоркость, благородство, человечность. Знайте, что горя в жизни будет вообще значительно меньше, если все мы будем видеть его в глазах, в тончайших, незаметных с первого взгляда движениях рук, в том, как человек идет, как дышит, как смотрит на мир.
Школьная дружба – замечательное испытание юной души на искренность, честность, верность, самоотверженность, терпимость, т.е. на самые важные для хорошего человека свойства. Дружба между школьниками формирует характер, чувства, она - «генеральная репетиция любви».
Друзья сходятся не по чувственному влечению, нередко - слепому; не по долгу, который определяется родственными связями. Нет, полная свобода при взаимном избрании, никаких специальных законов, норм и правил, все на добровольных началах. Характер дружбы определяется содержанием личностей, соединенных этим чувством. В значительной мере - направленностью их жизненных идеалов, стремлений. Вот почему справедлива пословица о друге: скажи, кто твой друг, какие свойства души тебя связывают с ним, какие интересы при этом удовлетворяются, какие у вас нормы общения, - и будет ясно, какой ты человек. Будешь ли ты унижать любящее, преданное существо или ценить и уважать его? Будешь ли ты прятаться за чужую спину от опасности или примешь удары судьбы на себя, защищая дорогого человека.
Вот одна из историй.
Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы...
Добравшись наконец до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.
Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
- Ты откуда, хлопец, взялся?
- Сегодня мы брали у вас лодку... Я обещал вернуть...
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош.
Практически в каждом классе встречается пара приятелей, один из которых - защита и опора слабому, а тот - верный соратник своему покровителю. Отношения между ними можно определить как дружба-служба. Сильный в этой паре как бы позволяет слабому с собой дружить, не снисходя до настоящего содружества. Но нельзя окончательно решить, кто из них кому нужен больше.
Е.Пермяк НАДЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
На первой парте и в первом классе сидел сын отважного летчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, еще можно было простить но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те ее страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ее не пересаживали.
Однажды Андрюша принес в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось ... Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.
Андрюша сразу догадался, в чем дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущенно сказал учительнице:
— Я ведь не зря принес паука. Я хотел приучить Аню ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
- Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребенком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня часто хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня
поранила гвоздем ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришел к Ане и сказал:
«Аня, я тебя буду возись в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась. «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно! Над нами будет хохотать вся школа...» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
- А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным нетчиком-испытателем. Это твой отец Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Так он просидел за своей партой долго.
Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей — Если хочешь, Ася, пойдем в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьется, и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твердо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей Они не уступили дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с Андрюшей она вдруг почувствовала себя сильной смелой.
Вопросы
1 Действительно ли вначале Андрюша хотел помочь Асе избавиться от трусости?
2. О чем рассказала Андрюше учительница Анна Сергеевна?
3. Почему после рассказа Анны Сергеевны Андрюша изменил свое отношение к Асе?
4. Почему рассказ называется «Надежный человек»?
Если сходятся натуры равносильные, то их постоянно тянет друг к другу, в особенности, если круг увлечений и занятий у них схож. Но их отношения - это дружба-соперничество; очень неустойчивы отношения - то друг без друга не могут, начинают вместе какое-то дело, то споры, жажда лидерства, безоговорочного подчинения разводят их в разные стороны.
Н. Чабоевский
ОДИНАКОВЫЕ
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
— Мы во всем, во всем одинаковые! — с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
— Я получила по арифметике пять, а Вера — только тройку. Мы стали уже не одинаковые...
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
— Да, ты хуже стала...
— Я? — удивилась Соня. — Но ведь тройку получила не я!..
— Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты…
Вопросы:
-
За что мама осудила Соню?
-
Что бы вы сказали Соне?
-
Какие качества характера проявились в поступке девочки?
-
Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?
Дружба – соперничество приведет к тому, что может возникнуть вокруг них соперничающие группы, и интересные друг другу ребята оказываются в окружении неинтересных им приятелей.
Иногда дружат компанией, когда объединяет общее увлечение, общее занятие. Вне этих занятий - каждый сам по себе, но вот сошлись - в спортивном зале, на технической станции, на собачьей площадке - нет ближе товарищей: налицо дружба-компанейство. Такая разновидность школьной дружбы в последние годы наиболее распространена, зачастую несет в себе определенную опасность. Собираясь в «толпу», ребята чувствуют себя безопаснее, подбор в толпу по общему пристрастию к одинаковым удовольствиям и развлечениям, но наряду с чувством безопасности присутствует опасность ответить не только за собственные промахи, но и за проступки тех, кто рядом в «толпе». Нередко вырабатывается свой кодекс правил, и «толпа» беспощадна к «нарушителям», войти в «толпу» бывает легко, а выйти - практически невозможно.
Еще много веков назад было замечено, что один подросток не ввяжется в рисковое дело, что непременно тут нужны соумышленники, которые друг друга словно подталкивают, накручивают, заводят свое собственное и сообщников настроение. Общие грешки, сомнительные дела и забавы тоже могут свести людей накрепко, хотя эти связи - из самых уязвимых.
Эта проблема может появиться в любом коллективе. И проблема, к сожалению, не нова. Об этом пишет в своей книге "Чучело" В.К. Железников. Возможно, вы смотрели фильм с одноименным названием. А для тех, кто не смотрел фильм и не читал книгу, я коротко перескажу сюжет.
Действие происходит в одном старинном провинциальном городке на берегу реки Оки, где-то между Калугой и Серпуховым.
К дедушке, Н.Н. Бессольцеву, коллекционеру старинных картин, приезжает внучка Лена и становится ученицей 6-го класса местной школы. Какой же ее увидели новые одноклассники? Вот как об этом пишет автор повести: "Она была нескладным подростком, на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее как крылышки торчали лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила улыбка".
Конечно же, ребятам она не понравилась, и они ее прозвали "Чучело". Лишь только Димка Сомов, самый симпатичный мальчик, подружился с Леной.
В начале ноября в классе произошла история, которая продолжалась всего несколько дней, но перевернула жизнь многих людей.
На осенние каникулы класс должен был поехать на экскурсию в Москву. Но перед этим ребята сорвали урок, сбежав в кино. Об этом узнала классный руководитель Маргарита Ивановна. Кто ей об этом рассказал? Да, Димка Сомов!
А когда ребят наказали и не пустили в Москву, они стали искать виноватого, "предателя".
Димка Сомов очень нравился Леночке Бессольцевой, и она решила взять его вину на себя, думая, что со временем все образуется. Но не тут-то было! Одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот. И как сказала одна из героинь - Миронова, прозванная за свой характер Железной Кнопкой: «Никто, слышите, ни один человек не должен с нею разговаривать. Пусть она почувствует наше всеобщее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы тоже объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль -"Бойкот предателю!"» И ребята сдержали слово, они объединились в бойкоте против Лены Бессольцевой. И так, что эта история чуть не закончилась трагедией.
Я прочту вам сейчас два последних абзаца книги В.К. Железникова "Чучело".
«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по беспредельной
храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и тре
бовала выхода. Потому что терпеть не было сил.
Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными буквами, спешащими в разные стороны, написал: "Чучело, прости нас"».
Вопросы:
1. Как вы думаете, повторится ли подобная история в этом классе вновь?
2. Что сделала Лена Бессольцева для своих одноклассников?
3. Стали ли ребята лучше или остались прежними?
Сочувствие - умение сострадать, умение поставить себя на место другого человека. А наши дети обладают способностью сочувствовать, сострадать, умеют ли поставить себя на место другого человека?
Героиня данной повести - девочка из другого города, некрасивая, но является
ли это поводом для насмешек? Мы видим честного и смелого человека, который не
побоялся взять вину другого на себя, хотя, возможно, в данном случае она и не была
права. Но в описанной ситуации проявились лучшие черты ее характера и худшие
стороны ребят из класса.
Дружба между мальчиками и девочками есть всего лишь стадия, переходный этап между товариществом, приятельскими отношениями и любовью. Очень хрупкое это состояние из-за неопределенности, беззащитности; требует особо бережного внимания и со стороны сверстников, и тем более со стороны взрослых. Очень осторожными должны быть действия и слова взрослых, на глазах которого это происходит. Важно суметь найти правильный тон в разговоре с детьми. Очень часто родители воспринимают друзей своих детей негативно, запрещая дружить, считая неподходящими товарищей своих детей. Как часто родители спешат с самыми крайними выводами о приятелях сына или дочери, почти ничего не зная, ни в чем не разобравшись. Рассуждения при этом бывают однозначные: товарищ сына плохо учится - этой дружбе пора положить конец, подружки дочери ведут себя слишком «вольно» - нужно дочь изолировать от них... Но есть и другой путь: вникнуть в непростой внутренний мир, постараться понять своего ребенка, посмотреть его глазами на его друзей. Помочь в этом – наша задача.
Часто и взрослым, и детям приходится сталкиваться с унижением человеческого достоинства, с нетерпимым отношением к лицам другой национальности или вероисповедания.
Современные дети растут в атмосфере жестокости, каждый день испытывая на себе влияние музыки, фильмов, передач и сайтов агрессивного содержания, многие ребята из так называемых неблагополучных семей видят насилие наяву. Задача классного руководителя, как и любого учителя, - воспитать, развить, сформировать в детях основу основ взаимоотношений - уважение к себе и, как следствие, уважение к другому человеку. Ведь сегодняшние дети - это наше общество через 10-15 лет, и мы несет ответственность за будущее нашей страны.
Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, между законами стаи и правовыми отношениями.
Нынешние подростки испытывают необходимость выйти в жизнь без родительских указаний: помощь родителей часто рассматривается ими как попытка вмешаться, поэтому советы родителей воспринимаются как команда.
Есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку:
1) разговаривайте друг с другом;
2) выслушивайте друг друга;
3) рассказывайте им о себе;
4) умейте поставить себя на их место;
5) будьте рядом;
6) старайтесь все делать вместе;
7) дружите с его друзьями;
8) помните, что каждый ребенок особенный;
9) показывайте пример;
10) избегайте крайностей, неправильно давать полную свободу, так же неверно и «закручивать гайки».
Если мы взрослые будем терпимее, будем показывать достойный пример своим детям, то и дети станут добрее и отзывчивее.
ТЕСТ
1) Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех...
а) с кем у меня складываются отличные отношения.
б) на кого можно всегда положиться в трудной ситуации.
с) кто умеет многого добиваться в жизни.
2) Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья...
а) были классными и интересными личностями.
б) помогали тебе, когда ты об этом попросишь.
в) никогда не предавали тебя в трудную минуту.
3) Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга...
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
6) про интересных людей и их приключения.
с) детектив или фантастика.
4) На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?
а) попытаюсь их утихомирить...
б) отойду в сторону - это не мои проблемы!
с) разберусь - кто прав, а кто виноват - и выскажу свое мнение.
5) Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?
а) думаю, что да.
б) я не уверен(а).
с) по-моему, счастье не в этом.
6) Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые таки не оценили твои друзья?
а) сомневаюсь.
б) мне такая мысль никогда не приходила в голову
с) уверен(а) что есть.
7) Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты..
а) не стану дожидаться и позвоню сам(а).
б) посочувствую по телефону.
с) попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.
|
А
|
в
|
с
|
1
|
0
|
3
|
6
|
2
|
6
|
0
|
3
|
3
|
6
|
3
|
0
|
4
|
0
|
6
|
3
|
5
|
6
|
3
|
0
|
6
|
3
|
0
|
6
|
7
|
6
|
3
|
0
|
0 — 20 баллов. Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо... Что хочешь, то и делаешь, опять же - никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь...
Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в
одиночку трудно прожить на свете.
21 — 33 балла. Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество - надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.
34 — 48 баллов. Для тебя дружба - это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!
Иногда очень полезно осознать, «какой я». Помните: «Дружба - это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке, и прежде всего в самом себе, добро».
Анкета для родителей
1. Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?
2. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
3. Как вы встречаете друзей своего ребенка?
— всегда доброжелательно, приветливо;
— в зависимости от настроения;
— сухо, с недовольным видом.
4. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
5. Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка? — только отличника;
— хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем
вашему ребенку;
— вам все равно, как он учится, какая у него семья, вас
больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.
6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?
7. Дружите ли вы семьями?
8. Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
9. Как вы считаете, ваш ребенок — хороший друг? Почему?
10. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?