Дисциплина:причины нарушения и конструктивные способы реагирования
Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Дисциплина – это тренировка ума и характера, чтобы ребенок стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Ребенок путем простого подражания взрослым усваивает как нужно, что можно, чего нельзя. Причем усвоение норм и правил происходит в основном 3 -4 года. К 5 – 7 годам ребенок имеет уже определенный набор поведений в разных ситуациях и можно говорить о выборе того или иного поведения в различных ситуациях.
Многие психологи предлагают сложные и подробные объяснения плохого поведения: впечатлительностью, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Отчасти они правы. Но нам не дано возвращать прошлое детей и изменять их жизнь вне детского сада. Как же нам сделать так чтобы все дети вели себя хорошо или хотя бы уменьшить количество ситуаций подходящих под определение "плохое поведение".
Для этого нам необходимо знать совсем немного.
1. Дети сами выбирают поведение. Т.е. люди события и условия предлагают определенное поведение, но эти предложения отвергает или принимает сам человек, Когда мы поймем, что поведение базируется на выборе мы, сможем начать влиять на решения наших детей о том, как вести себя более эффективно. Право выбора должно быть всегда выбор существует и у нас. Мы можем продолжать действовать как раньше , а можем что то изменить в своем поведении и научиться взаимодействовать с детьми.
2. Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя, принадлежащим к жизни группы. То есть чувствовать свою важность и значимость, поскольку люди существа соцальные, то эта потребность естественна для каждого человека. Ежедневно на протяжении 4 – 5 лет , большую часть дня дети находятся детском саду и вполне естественно желание занять свое место в этой общности. Если личностные потребности не реализуются дома, то дети должны получить в детском саду то чего им не хватает: добрые взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми, в конечном итоге осознать себя полноценной личностью.
3. Нарушая дисциплину, дети по большей части осознают, что они делают что – то неправильно, но не осознают какие цели ими движут. Многолетние наблюдения и исследования помогли установить причины "плохого поведения":
-привлечение внимания.
- власть
– месть
– избегание неудачи
Я предлагаю немного разобрать каждую из этих целей.
Привлечение внимания – некоторые дети выбирают плохое поведение , чтобы получить особое внимание воспитателя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая вести занятия, ребятам понимать воспитателя.
Власть – некоторые дети плохо ведут себя , потому что для них главное быть главным. Они пытаются установить свою власть над воспитателем, над всей группой. Часто демонстрируют своим поведением "Ты мне ничего не сделаешь" и разрушают тем самым установленный порядок.
Месть – для некоторых детей главной целью присутствия в саду становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому – то из воспитателей ребят или всему миру.
Избегание неудачи – некоторые дети так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется , что они не удовлетворяют требованиям воспитателей,, родителей, или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции неприступные, непробиваемые никакими методическими ухищрениями педагога. Эти четыре мотива выделил американский психолог Рудольф Дрейкус. Каковы бы ни были цели плохих поступков учеников , мы должны как то взаимодействовать с ними. Если мы научимся правильно идентифицировать цель нарушении поведения, мы сможем правильно строить общение с ребенком, заменяя неконструктивный способ общения, на правильный и эффективный.
Пять шагов к решению проблемы.
1.Диагностика – наблюдение и описание.
2. Определение мотива поведения в каждой конкретной ситуации.
3. Выбираем технику экстренного вмешательства. Это не наказание. Педагогическое вмешательство имеет две цели: остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место и повлиять на дальнейший выбор более приемлемого поведения в будущем.
4. Разрабатываем стратегию поддержки для формирования самоуважения. Строится на принципе замены неприемлемых способов участия в жизни группы. Ребенок должен чувствовать свою состоятельность в учебной деятельности; строит и поддерживает хоть какие-то отношения с детьми и взрослыми, вносит свой вклад в жизнь группы.
5. Привлечение родителей.
Характеристика поведения направленного на привлечение внимания.
Мы все нуждаемся во внимании, но есть дети, которым сколько внимания ни дай – им все мало. Они используют множество способов для получения особого внимания суть выходок – демонстративность.
Педагогическое воздействие.
Как ни странно, но естественным образом реагируя на такое поведение, мы тем самым подкрепляем его, закрепляя такой тип поведения.
-
Игнорируйте такое поведение. Если вы видите, по ситуации что ничего страшного не произойдет, если вы просто не будете обращать внимание на ребенка, то смело примените это способ.
-
Контакт глазами. Пристально посмотрите, взгляд должен означать "хватит"
-
Встаньте рядом. Физическое приближение, без слов. Без взгляда.
-
Используйте имя. Вставляя в контекст беседы или объяснения
-
Пошлите секретный сигнал.
-
Доведите до предела демонстрационную выходку.
-
Присоедините всю группу к выходке.
-
Начните говорить тише.
-
Измените ваш голос.
-
Временно прекратите занятие.
-
Отвлекание ребенка
-
Похвалите другого ребенка, который в этот момент делает что - то хорошее.
-
Сделайте доску почета на день
-
Пересаживайте.
-
Стул размышлений (если ребенок не идет туда, то его мотив власть надо менять реагирование)
Характеристика властолюбивого поведения.
Властолюбивые дети постоянно задевают воспитателей, бросают ему вызов. Тактики медлительность, недоделанная работа, шум, когда остальные работают, иногда они бормочут ругательства, могут просто не считаться с вашим мнением, действуют на публику, провоцируют перед всей группой, используют вспышки гнева: демонстрируя свое негодование криком. Визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать. Это может быть и, откровенное хамство, обзывательства.
Но это могут быть и тихие проявления: дети улыбаются, говорят нам то, что мы хотим услышать, а делают что нужно им. Они провоцируют нас на бой, наша реакция гнев и желание пусть даже путем физических действий немедленно прекратить выходку. Ребенок же продолжает свое пока не удовлетворится тем, что сохранил свое лицо, он уверен в том, что зрители это видели и только тогда прекратит выходку, когда сам захочет.
Принципы педагогического вмешательства основаны на избегание и снижение уровня конфронтации, а так же позволение проявлять власть и руководить разрешенными способами.
Характеристика мстительного поведения
Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания и даже властолюбивые дети могут быть симпатичными и обаятельными и вполне нормальными. Детей, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не назовёшь. Они выглядят злыми угрюмыми даже когда бездействуют. Они самый тяжелый случай для воспитания.
Проявления :
-
Прямые и непрямые физические акты насилия.
-
Психологические акты насилия (оскорбления и хамство),
-
Оскорбление действиями (подвергнуть атаке то, что дорого, чистоплотность – грязь, изрисовать любимую книгу, опоздания и т д.)
Способы педагогического реагирования, когда цель власть или месть.
Конфронтации и оскорбительный характер поведения пожирают нашу энергию и уверенность в своих педагогических способностях.
Ищите изящный уход от конфликта, когда никто не победил, и никто не проиграл: признайте силу ребенка, уберите зрителей, перенести обсуждение на потом. Если это не помогло, то используйте технику временной изоляции, можно просто переместить его вне поля зрения остальных детей, удаление в другое помещение, другую группу более старшую. Удаление с применением силы.
Санкции.
-
Последствия должны быть связаны с нарушением поведения.
2.санкции это не наказание, если соразмерны поступку и связаны с проступком. Смысл. Когда ты делаешь это – за ним следует это.
Санкции могут быть:
-
Лишение или отлагательство прав ребенка на деятельность, использование предметов, доступа куда – то.
-
Лишение свободы взаимодействия: с другими детьми
-
Возмещение убытка.
Характеристика поведения направленного на избегание неудачи
Опознать избегание неудачи, как скрытую цель нарушения поведения непросто.
Эти дети не приносят беспокойства, они не нарушают правила и требования. Проблема лишь в том, что они редко вступают в контакт с воспитателями и детьми, они остаются в изоляции в группе, на прогулке, на других занятиях
Проявления:
-
Откладывание, на потом (я мог бы, если бы захотел),
-
Не доведение дела до конца,
-
Временная неспособность,
-
Медицинские диагнозы.
Педагогические тактики и стратегии, когда цель избегание неудачи
-
Дать почувствовать свою состоятельность в учении, для этого можно:
-
изменить методы объяснения,
-
ввести дополнительные методы обучения,
-
учить, позитивно рассказывать о себе и о том, что ты делаешь,
-
сделать ошибки нормальным и нужным явлением,
-
формировать веру в успех, отмечать достижения.
-
Установить нормальные коммуникативные отношения и почувствовать свою коммуникативную состоятельность: принятие, внимание, уважение, одобрение, прикосновения.
-
Учить вносить свой вклад в жизнь группы.
Практическая часть
-
Ребенок сидит и плачет на занятии. Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:
Если вы подошли к ней, и плач затих – это «привлечение внимания»
Если вы подошли к ней, и плач стал громче – это «власть»
Если все происходит на открытом занятии или в присутствии комиссии – это может быть « месть»
Если нужно отвечать на занятии, а она боится – это может быть «избегание неудачи».
Приведите примеры, и мы их все вместе разберем
Мотивы "плохого" поведения
Мотивы плохого поведения
|
Привлечение внимания
|
Власть
|
Месть
|
Избегание неудачи
|
Социальные
причины
|
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому» , а не хорошему поведению
|
Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка
|
Рост насилия в обществе
|
Слишком высокие требования родителей и педагогов
|
Сущность поведения
|
Получать особое внимание
|
«Ты мне ничего не сделаешь»
|
Вредить в ответ на обиду.
|
Не буду и пробовать, все равно не получится
|
«Сильные стороны» поведения
|
Потребность в контакте с взрослым
|
Смелость, сопротивление влияниям
|
Способность защищать себя от боли и обид
|
Нет
|
Реакции педагога: эмоции
|
Раздражение, негодование
|
Гнев, негодование, может быть страх
|
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху
|
Професси –
ональная беспомощность
|
Реакции педагога: импульс
|
Сделать замечание
|
Прекратить выходку с помощью физического воздействия
|
Немедленно ответить силой или уйти от ситуации
|
Оправдаться и объяснить неудачу при помощи специалиста
|
Реакции ребенка
|
временно прекращают
|
Прекращают выходку, когда сами решат
|
Прекращают выходку, когда сами решат
|
Попадают в зависимость от педагогов. Продолжают ничего не делать.
|
Способы
предотвращения
|
Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение
|
Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций
|
Строить отношения с ребенком по типу заботы о нем
|
Поддержка ребенка, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»
|
Мини-лекция
«Причины нарушения дисциплины.
Капризы и истерики детей»
Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Дисциплина – это тренировка ума и характера, чтобы ребенок стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.
Ничто так не сводит с ума родителей, как капризы и истерики, которые устраивают дети. Прежде всего, необходимо сказать, что каприз и истерика — это не одно и тоже.
Каприз — это когда ребенок контролирует свое поведение, когда он настаивает на том, что хочет, что ему надо, причем делает это с подныванием, с хныканием, плачем, многократным повторением желаемого. Каприз — это легкая форма эмоционального проявления.
Истерика — это бурные эмоциональные реакции, когда ребенок пугает родителей мощным проявлением своих чувств.
Каприз является этапом истерики. И если во время и правильно отреагировать на каприз, то в истерику он не перерастет.
Очень важно разобраться в причинах капризов у детей:
-
каприз — это прежде всего сигнал, сигнал о дискомфорте: ребенок голоден, не выспался, начинает заболевать, устал, перевозбудился и т.д. Каприз - сигнал о физическом дискомфорте. Устраните этот дискомфорт и каприз сойдет на нет.
-
ребенок также может капризничать только потому, что не может по другому проявить себя и заявить о себе. Каприз — это способ привлечения внимания к себе. Для того, чтобы ребенку хватало вашего внимания, необходимо быть с ним на «одной волне» - то есть всего 2 раза в день по 15 минут быть рядом с ребенком, не просто быть рядом, а заниматься тем, чем хочет заняться ребенок, даже если вы не видите в этом занятии смысла, пользы, или вам не интересно это делать. Вы должны делать то, что хочет ребенок. Если же вы очень устали, то вечером просто лягте на пол в комнате, где ребенок играет, и таким образом участвуйте в игре. Очень важно, чтобы эти 15 минут были для ребенка, чтобы не было ни телефонов, ни телевизора, ни интернета. Только ребенок. Представьте себе ребенка с большой корзиной в руках, на которой написано «Внимание». И если вы будете 2 раза в день уделять ребенку 15 минут, вы будете заполнять эту корзину доверху. Если делать это регулярно, то капризы и истерики сходят на нет.
-
Кроме этого, капризы появляются тогда, когда в семье ребенок является хозяином, то есть в семье вседозволенность. На плечи ребенка перекладывается ответственность за решение что можно, а что нельзя. Родителям очень важно найти золотую середину между строгостью и вседозволенностью.
Как же реагировать на капризы и истерики детей.
Прежде всего, попробуйте обнять ребенка и успокоить его своими объятиями. Если не дает эффекта, то важно переключить внимание, у дошколят это очень легко сделать. Например, смените тему. Это самый легкий способ — просто сменить тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его: "Что ты делал сегодня в садике?" Сосредоточьтесь на приятной части. Вместо того, чтобы грубо настаивать на своем ("Немедленно отправляемся в ванную!"), сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: "Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!"
Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию. Или оживите обстановку. Например, вместо "Прекрати ныть и немедленно залезай в ванну!" можно сказать: "Давай полетим в ванну, как дракончик!", схватить малыша, покружиться с ним по дороге, порычать, как дракон, и с шипением опуститься в воду. Попробуйте стать идиотом. Чем глупее вы себя ведете, тем лучше. Для этого особой фантазии не требуется. Просто ведите себя как дурак, и все. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что она говорит (это может быть банан, носок, шерстяная тряпка). Или время от времени говорите что-нибудь совсем не связанное с текущей ситуацией: "Угадай, что я сегодня видел на улице? Зебру, которая плясала и пела!" Или сами спляшите и спойте. Научите ребенка скакать на одной ноге или придумайте что-нибудь не менее дурацкое. Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка. Может помочь и откровенное вранье. Этот способ тоже может стать источником большого веселья. Например, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: "Ш-ш-ш!" Затем театральным шепотом спросите, не слышал ли он чего-то. Потом примерно тем же тоном прошепчите: "Динозавры!" — и подползите с ним к окну, чтобы посмотреть на динозавров. В данном случае работает все что угодно. Спросите раскапризничавшегося в супермаркете ребенка, не пробегал ли тут синий зайчик. Если выбирать между долгой сценой истерики или погоней за синим зайчиком в супермаркете (а заодно можно складывать по дороге продукты в корзину), то зачастую гораздо легче и интереснее преследовать синего зайчика, каким бы дурацким он вам ни казался. Попробуйте технику «Присоединения»: начните фантазировать до абсурда с тем, что хочет ребенок. Например, если ребенок хочет конфету. Вы говорите: «А давай представим, что всем можно есть конфету в любое время и вместо нормальной еды. Что все бы ели только конфеты и больше ничего. Интересно, что бы тогда случилось? Наверное, все бы превратились в конфеты или вдруг у всех жутко заболели зубы и т. д». Доводите фантазию до абсурда. Причем делайте это эмоционально, ярко, живо. Чтобы ребенок присоединился к вам и переключился с каприза. Если истерика началась, то очень важно эмоционально не поддаваться, не заражаться. Необходимо оставить ребенка, но не уйти от него, а отойти и заниматься своими делами. Перед этим сказать ребенку, спокойно: когда ты успокоишься, подойди ко мне. И мы поговорим. Я не могу разговаривать, когда ты себя так ведешь. Если убрать зрителей, то истерика прекращается, потому что она рассчитана на зрителей.
Очень важно знать, как реагировать на истерику, если она происходит в публичном месте.
Как правило, в публичном месте в случае истерики родители сразу теряются, испытывают стыд, неловкость, их сковывает мнение окружающих людей. И дети это чувствуют. Поэтому истерика в публичном месте, как правило, бывает 100% эффективна для ребенка: он получает то, что захотел. В подобных ситуациях родителям очень важно и необходимо научиться преодолевать стыд! Уважаемые родители, почему создание хорошего мнения со стороны окружающих для вас наиболее важно, чем ваш ребенок!!!! Почему ваше поведение зависит от мнения окружающих? Помните, что грамотные, разумные люди поймут, почему вы так реагируете на ребенка, который катается по полу и бьется в конвульсиях! Закатывая истерику в публичном месте, дети понимают, что чувствуют родители (стыд, вину, неловкость) и активно пользуются этим, манипулируют родителями, и в результате дети добиваются своего. И такой способ поведения как истерика закрепляется в арсенале вариантов поведения ребенка.
Если ребенок начал устраивать истерику в публичном месте — как же реагировать? Во первых, если сильно не мешает окружающим, то необходимо ему сказать, что когда он успокоится то мама с ним поговорит, и отойти. Стоять и наблюдать за ним. Либо заняться дальше своими делами (покупками). Очень важно не поддаться родительскому стыду и показать ребенку, что «такое поведение» не работает. Поверьте, что в какой-то момент ребенок остановится. И если родители найдут в себе силу переждать 2-3 истерики, то эффект будет незамедлителен: количество истерик в публичном месте начнет снижаться.
Если же ребенок мешает своим поведением, или упал в грязь, в лужу и катается там, бьет руками-ногами, то необходимо вынести его из помещения, лужи, туда, где он не помешает никому (лишить его зрителей). Но, выносить его надо не в сердцах, а максимально эмоционально дистанцироваться. И затем снова занять место наблюдателя или продолжать делать свои дела.
Очень важно, чтобы ребенок понял и усвоил, что ребенок не может управлять родителями. Важно чтобы ребенок запомнил, что как только он начнет капризничать, то мама и папа отвернутся от него.
Уважаемые родители, помните, что нет ничего такого, совершенно ничего, что сравнялось бы по силе с вниманием родителей. С помощью одного только внимания можно объяснить и решить множество проблем. В борьбе с капризами и истериками вашими помощниками, которые действительно смогут Вам помочь, должны стать ДОЛГОТЕРПЕНИЕ, ВНИМАНИЕ И ЛЮБОВЬ.
Дети и проблема школьной дисциплины: знают ли родители, что их чада творят в школе?
Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:
"Да что вы, он не мог. Коля очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым».
Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу, обсуждение проблемы на родительском собрании... Самая распространенная причина - нарушения детьми школьной дисциплины. Как вообще обстоят дела с дисциплиной в российских учебных заведениях? И как решается эта проблема?
Для первоначального ознакомления с наиболее общими тенденциями в решении проблемы дисциплины в современной российской школе и выявления направлений дальнейшего исследования был проведен опрос 42 студентов 4 курса химического факультета МПГУ. Им было предложено написать работу на тему «Проблема дисциплины в моей школе». Такая расплывчатая формулировка была выбрана не случайно – исследователь не хотел ограничивать высказывания бывших школьников жесткими рамками и накопить, насколько это возможно, как можно больше информации различного характера. Используемый в теме работы термин «моя школа» предоставлял респондентам возможность самостоятельного выбора объекта анализа и оценки состояния проблемы (в школе, которую они сами заканчивали; в той, где проходили практику; в образовательном учреждении, куда отдельные студенты уже устроились на работу).
Как показало изучение работ студентов, большинство выбрали для оценки первый вариант (24 человека), 5 человек – школу, где проходили практику и 13 человек анализировали собственную педагогическую деятельность с позиций проблемы дисциплины в школе. Большинство школ, которые указали студенты, находятся в Москве и Московской области (28 работ).
Исследователь, определив, таким образом, тему работы, тем не менее, попросил респондентов отразить, главным образом, следующие моменты: формы нарушения школьной дисциплины и приемы, которые использовали учителя для установления порядка.
Анализ работ показал широкий спектр нарушений дисциплины.
- 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках (данная форма была указана в 38 работах);
- 2 местo – хождение по классу во время урока (указали 7 человек);
- 3 место - прогулы уроков (4 человека).
Упоминания о данных нарушениях присутствовали во всех трех категориях работ (работы, содержащие воспоминания о своих школьных годах; работы практикантов и работающих учителей). Содержались также указания на такие традиционные формы нарушений, как:
- драки;
- порча школьного имущества и оборудования;
- уничтожение школьной документации;
- опоздания на уроки.
Вместе с тем были указаны такие формы нарушений, которые являются характерным явлением нашей эпохи. Среди них:прослушивание музыкальных записей с помощью плейера, обмен SMS - ками с подругой по классу во время уроков. Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя (2 человека); игнорирование его вопросов (1 человек); «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц) в педагога (2 человека), наклеивание ему на спину оскорбительных записок (1 человек). Вместе с такими поступками, какпоявление на уроке в пьяном виде (1 человек), игра в карты на последних партах (1 человек) данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление.
Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широкий – практически каждая новая студенческая работа пополняет и без того длинный список дисциплинарных проступков.
Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах коррекции и классах, где учатся дети подросткового возраста(«у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).
Анализ работ показал, что очень тяжело работается в школе женщинам пожилого возраста (60 – 70 лет), тем, которые, скорее всего, пришли в школу пытаясь хоть чуть – чуть увеличить свои доходы, тем, кто не может прожить на маленькую пенсию (2 случая). Для данной категории учителей характерен, как показал опрос, низкий уровень профессионализма, который школьники, судя по всему, не могли простить, особенно если это сочеталось с психической неуравновешенностью. Об одном таком случае студентка повествовала следующим образом: «Когда у нее шел урок, слышно было всей школе, стоял невыносимый шум… Мои одноклассники позволяли себе грубые и довольно жесткие высказывания в ее адрес, обзывали ее, наклеивали какие – нибудь бумажки ей на спину и т.д. Она ничего не могла поделать. Причем и директор и завуч знали о бедственном положении на уроках истории и даже не пытались со своей стороны принять какие – нибудь меры».
Как показал анализ работ, широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. «Что мы только не вытворяли: кричали, кидались бумажками, кушали на уроке, даже кто – то подрался!», - пишет студентка. Не каждый педагог справлялся с данной проблемой, выдерживал такое давление, продолжая работать. Указывались случаи, при которых учителя покидали кабинеты во время занятий, отказывались от наиболее «отличившихся» классов, увольнялись в течение года.
Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.
Но какие еще причины нарушений школьной дисциплины действуют? Следует указать, что респонденты пытались их проанализировать. На первое место студенты поставили непрофессионализм («проблема дисциплины – следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами»). Студенты также убеждены, что «нельзя ожидать от учеников средней школы развитого уровня самодисциплины, осознанной заинтересованности в качестве получаемых знаний». Указывалось, что нарушения дисциплины на уроках молодых педагогов часто связаны с небольшой разницей в возрасте между учителем и учениками, которым подчас психологически трудно воспринять своего учителя как «полностью взрослого человека». Отмечалось также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.
Какие же приемы и методы решения проблемы школьной дисциплины используют учителя? Наиболее часто упоминалось студентами, как это ни прискорбно, повышение голоса, крики (15 человек). Однако этот прием оценивался бывшими школьниками крайне негативно («ступор школьников», «страх» и противоположная реакция, на которую указывает студентка, работающая в школе – «из этого ничего не получилось, так как они начали разговаривать еще громче»). По всей видимости, шумовые эффекты в наших школах преобладают – помимо крика, педагоги любят бить указкой (линейкой) по парте. Встречаются и случаи рукоприкладства («толкнул в спину опоздавших», взял за горловину свитера и отшвырнул назад», «ударил учебником по голове» и т.п. – 4 случая). По - прежнему педагоги прибегают к помощи директора (правда, не столь часто – 3 случая), вызывают родителей в школу (3 случая). Студенты вспоминали ситуации словесного оскорбления со стороны педагогов, унижений, высмеиваний (3 человека). Авторитарный стиль общения также указывался студентами, однако они глубоко уверены, что установленная таким образом дисциплина поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Отмечались случаи выставления двоек за поведение («только в силу слабости свого характера может использоваться», «безобразий будет еще больше»), записи в дневниках, удаление из класса.
При этом следует отметить, что большинство респондентов убеждено, что решение проблемы дисциплины напрямую связано с ростом профессионального мастерства педагогов. Высоко оценивалось знание своего предмета, методики его преподавания (увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности на уроке, разноуровневые задания, которые позволяли занять каждого ребенка, энергичный темп ведения урока и т.п. - 17 человек). Респонденты также отмечали позитивное влияние на дисциплину выдержки педагога, дружелюбного отношения к ученикам. Указывалось также разнообразие форм внеурочной деятельности, которые способствовали созданию благоприятного психологического климата в школе, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение (6 человек).
При анализе работ студентов поражает многообразие применяемых педагогами «репрессивных» методов поддержания дисциплины. Как показывает исследование, в школах не уделяется должного внимания предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Практические методы поддержания дисциплины на уроке
Какие методы могут быть использованы для достижения поставленной цели? Прежде всего, поддерживающая дисциплина, дающая студенту альтернативу. Например, не выдворять решившего вдруг прогуляться из класса, а предложить выбор: «Займите свое место или я буду вынужден(а) задержать весь класс после урока из-за потраченного впустую времени»; дать время на выполнение распоряжения; возможно – если остальные начнут роптать – объяснить, что не видите другого выхода. Часто проявляющие неуважение к учителю не позволяют себе вызывать недовольство учеников.
Хорошо зарекомендовал себя и косвенный контроль, выражающийся в использовании невербальной коммуникации для предотвращения деструктивного поведения и поощрения сосредоточенности (когда класс уважает педагога, ему бывает достаточно поднять брови, чтобы в аудитории восстановилась тишина; думаю не ошибусь, если отнесу сюда же умение держать паузу).
Некоторым ученикам (студентам) проще придерживаться дисциплины в случае осознания серьезности последствий при выявлении нарушений; утверждения преподавателем своей власти; четкого понимания соответствия наказания проступку. В американских школах применяется тайм-аут, а в тяжелых случаях – отстранение от занятий. Последняя форма наказания тщательно прописана в статутах каждого учебного заведения США, она имеет основной целью дать возможность «штрафнику» обдумать свое поведения в отрыве от коллектива, продолжая занятия дома и сдавая пропущенный материал экстерном. Метод «выйди из класса!» применяется в российских и украинских школах нелегитимно, и часто связан вовсе не агрессивными проявлениями, а с отсутствием у школьника «подобающего» внешнего вида или медицинской справки. В уставах образовательных учреждений на постсоветском пространстве прописан пункт об отсутствии права у преподавателя выдворять дебошира из учебной аудитории. Требуется переключение его внимания на какое-либо индивидуальное задание.
В особо сложных случаях – такие редко, но по разным причинам встречаются, думаю, в практике любого преподавателя – стоит обсудить проблему с коллегами, школьным психологом, родителями (даже если «бунтарь» заканчивает в этом году ВУЗ). Возможно, у такого поведения есть объективные, но глубоко скрытые причины (их необходимо выяснить, возможно, благодаря письменному изложению); помочь разобраться с ними – прямая задача всех вышеупомянутых.
Основным результатом такой встречи должно стать осознание учеником своих ошибок, недопустимости их повторения; выработка конкретных рекомендаций по исправлению ситуации; обеспечение обязательности их исполнения.
Можно ли выставлять из класса? Мне всегда виделась в такой мере некая доля признания собственного бессилия. Если уж нервы совсем сдали, то отправить следует точно не шататься по коридору, а в кабинет директора, например: малоприятная процедура даже для отъявленных бездельников; особо агрессивных лучше туда сопроводить, назначив ответственного за дисциплину – на несколько минут – кого-нибудь из остающихся. При этом не будет лишним напомнить о том, что домашнее задание никто не отменял, а всё прослушанное становится неотъемлемой частью самостоятельной работы.
С проверки успешности выполнения и того, и другого можно начать следующий урок.
Что еще должен делать учитель, чтобы диалог с классом оказался максимально конструктивным? В первую очередь, заинтересовывать происходящим (но об этом я уже писала); соблюдать дистанцию – и эмоциональную, и физическую. Предотвращать все возможные попытки неадекватного поведения: идя, в частности, на групповую экскурсию, наиболее непредсказуемых постоянно держать в поле зрения; поручить им заранее какое-то задание (например, фотографировать происходящее). Не превращать урок в бесконечную нотацию с пеной в уголке рта: сделать замечание его заслужившему и тут же переключить внимание на других детей. Действует как холодный душ. Ребенок должен понять раз и навсегда, что его попытки вывести учителя из себя изначально обречены на провал. Позвольте ему в этом убедиться.
Максимально настраиваться на позитивный лад. Не злоупотреблять, но и не игнорировать примеры успеха реальных личностей (важно уметь связать достижения со способностью, если не учиться с утра до ночи, то хотя бы сосредоточиться на достижении цели). Ставить «СТОПы» (термин, присущий скорее фондовому рынку, прекрасно срабатывает в классе, который пора усмирить). В качестве такого сигнала может быть использована поднятая рука, указка, для младших – яркая табличка; для футбольных фанатов – желтая или красная карта.
Уметь выступить арбитром в случае возникновения спора: совершенно не обязательно виновен тот, кто попал под горячую руку. Награждать за хорошее поведение, например, свободным временем, «веселой пятиминуткой» – работая продуктивно, дети позволят выкроить такой промежуток. И не бояться. Трудно представить себе ребенка, которого не удастся убедить, если не принимать все происходящее исключительно на свой счет; быть последовательным и настойчивым. Победа не заставит себя ждать.Нелегкая, она окажется вдвойне приятной.