Памятка для педагогических работников по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации
Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:
-
ласка, эротизированная забота;
-
демонстрация половых органов, порнографических материалов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
-
изнасилование или растление, орально-генетальный контакт;
-
сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
-
подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
-
«груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет;
-
проституция.
-
Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
-
следы побоев, истязания, другие физические повреждения;
-
запущенное состояние несовершеннолетнего (дистрофия, педикулез и т.д.)
-
ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
-
порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
-
синяки и / или кровоподтеки на теле;
-
жалобы на боль и зуд в области гениталий;
-
жалобы на воспаления мочеиспускательных путей;
-
недержание мочи;
-
болезни, передающиеся половым путем;
-
беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
-
странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
-
чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
-
сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
-
соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
-
необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
-
трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
-
внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
-
частая задумчивость, отстраненность;
-
постоянная депрессивность, грустное настроение;
-
нежелание принимать участие в подвижных играх;
-
непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
-
чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
-
терроризирование младших детей и сверстников;
-
чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
-
возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
-
отчуждение от братьев и сестер;
-
жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
-
амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
-
рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
-
утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
-
прогулы занятий в учреждении образования;
-
внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
-
неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
-
принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
-
неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
-
отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
1.5. Изменения самосознания ребенка
-
снижение самооценки;
-
отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
-
саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
-
мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
-
беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
-
боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
-
сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
-
боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
-
головная боль, боли в области желудка и сердца;
-
навязчивые страхи;
-
расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
2. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
-
страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
-
низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
-
чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
-
отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
-
стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
-
отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
-
любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).
3. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
-
Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
-
Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
-
Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
-
Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
-
Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
-
Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
-
Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
-
Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
-
Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
-
Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
-
Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
-
Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
-
Действуйте согласно Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних